«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

šeštadienis, spalio 08, 2022

Cаммит в Праге В Праге лидеры 44 стран обсуждают войну РФ против Украины

 

Мир не для всех. Как саммит в Праге попытался примирить врагов в Европе и вне ее

СУББОТА, 8 ОКТЯБРЯ 2022, 14:36 / eurointegration
СЕРГЕЙ СИДОРЕНКО, ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАВДА, ИЗ ПРАГИ

AFP/EAST NEWS

"No veto, strong EU" - таким скандированием встречала прибывающих в Пражский град лидеров ЕС группа митингующих с украинскими флагами. Если переводить этот слоган не дословно, а по сути – речь идет о призыве "отменить право вето, чтобы ЕС стал сильнее.

Заседание лидеров подтвердило, что этот слоган имеет смысл.

Проходивший в Праге в пятницу неформальный саммит ЕС так и не достиг согласия относительно  price cap , то есть ценовые ограничения для импорта газа, а также для его распределения на внутреннем рынке.  

В Праге завершились два саммита, которые проходили один за другим. Во второй день, 7 октября, главы государств и правительств ЕС встретились на неформальном саммите - на котором, впрочем, не могли договориться по ключевым вопросам, в том числе по ограничению максимальной цены на газ. В итоге их встреча, хоть и затянулась, завершилась без совместных заявлений или формальных решений.

А вот более масштабный саммит, который проходил накануне – первая в истории встреча Европейского политического сообщества (ЕПС) с участием соседей ЕС, заслуживает большего внимания.

Этот формат, несмотря на общий скепсис, имеет шансы стать историей успеха. Хотя бы на время.

А его результаты стали важны даже несмотря на то, что саммит не принимал ни одного документа.

Во-первых, саммит доказал, что Молдова становится "любимцем" Европы во времена глобального кризиса, и это процесс, который будет иметь влияние на Украину. Пока можно утверждать, что Киев делает из этого необходимые выводы.

Во-вторых, отличным новшеством стало сближение позиций Армении, Азербайджана и Турции. И если план сработает, то Россия получит сокрушительное поражение на Южном Кавказе.

А вот конфликт между Турцией и Грецией на встрече в Праге уладить не удалось. Более того - дошло до новых прямых угроз начать еще одну войну в Европе.

Теперь – обо всем этом подробнее.


Молдавия как региональный лидер?


В преддверии саммита ЕПС все эксперты были очень скептическими, и не без оснований.

Это "сообщество" изначально не имело целью создать нечто официальное, формализованное. Никаких сверхгосударственных структур; никаких секретариатов, генсеков и председателей; и даже никаких совместных заявлений по результатам саммита в Праге не планировалось.

Еще никогда в мировой истории подобные "виртуальные объединения", к тому же массовые (а в состав ЕПС сейчас вошли 44 государства!) еще не превращались в постоянную площадку для общения. Масштабные саммиты проходят только у крупных организаций (как НАТО, ЕС, Африканский союз и т.д.), и тем не всегда удается добиться в этом успеха (например, ОБСЕ и Совет Европы провели лишь несколько саммитов за свою многолетнюю историю).

Но Макрон "сломал матрицу".

Предлагаемый им формат всем понравился, вопреки ожиданиям – это ЕП подтвердили несколько источников в разных делегациях.

Возможно, лидеры "изголодались" по встречам во времена пандемии.

Но более реально, что им оказалось нравится то, что эта масштабная встреча была не похожа на традиционный саммит и не обременена обязательствами.

По словам Игоря Жовквы , дипрадника президента Зеленского, который был участником украинской делегации, всем понравилось то, что не пришлось тратить усилия на согласование итогового документа, каких-то общих позиций и т.д. (блиц-интервью Жовквы версию ниже в материале) .


В этом есть логика, ведь договориться о чем-то серьезном, когда за столом сидят государства-антагонисты, а иногда даже враги (Армения-Азербайджан, Турция-Кипр и т.п.) было вряд ли возможно. Впрочем, в Праге все же было одно согласованное решение – опять же с предложением идеолога ЕПС, то есть Эммануэля Макрона.

И оно исходит из привычной матрицы международной политики.

Это – решение о том, чтобы проводить встречи на самом высоком уровне дважды в год . Согласованные и публично объявлены (чтобы не было обратной дороги) также места трех следующих встреч. Весной 2023 года лидеры должны ехать в Молдову, осенью – в Испанию, которая будет председательствовать в Совете ЕС, за ней – в Великобританию.

Молдова, а точнее ее лидер Мая Санду стала звездой встреч в Праге.

Именно она вместе с Макроном и чешским премьером Фиалой закрывала саммит. Непублично в разговорах между собой на нее ссылались другие лидеры как на историю успеха. А Украину западные лидеры просили поддерживать молдавских друзей в движении в ЕС.

Сейчас маленькая Молдова (которую легче всего реформировать и которой легче всего помогать по сравнению с великой Украиной) становится для ЕС точкой приложения усилий.

Похоже, что ключевые европейские лидеры, включая Макрона, стремятся сделать из нее "историю успеха" в вопросе евроинтеграции. Украине нужно учитывать это и работать над тем, чтобы в случае, когда ЕС окажется готовым перевести Молдову на следующее место путем к членству – Украина также была к этому готова.

Игорь Жовква заверил "ЕвроПравду", что Киев понимает необходимость синхронизации шагов.

"Синхронизация (пути к вступлению в ЕС) происходит хотя бы потому, что наши страны находятся на одном этапе. Поэтому и общие шаги могут быть, потому что путь для нас одинаковый", - пояснил он.


Вызов, которого до сих пор не было


Чтобы закрыть вопрос Молдовы в рамках этой публикации, придется добавить ложку дегтя.

Выше уже говорилось, что через полгода Молдова должна стать местом проведения нового саммита Европейского политического сообщества. Но если встреча в Праге стала безусловно успешной (ибо превысила ожидания участников), то для встречи в Кишиневе это становится лишь дополнительным вызовом.

К тому же организация саммита весной 2023 года становится для столицы Молдовы невероятным организационным (и дипломатическим) вызовом.

У Кишинева нет опыта проведения крупных международных событий президентского уровня. Его максимум – это саммит СНГ в далеком прошлом.

Есть даже вопрос о том, как лидерам 44 государств технически прибыть к месту проведения встречи. Аэропорт Кишинева уже сейчас перегружен – даже несмотря на то, что регулярные международные рейсы оттуда летают не так много, как из чешской столицы.

Большинство лидеров, конечно, прибывают чартерными рейсами – но и здесь не все просто. Аэродром имеет нехватку парковочных мест для самолетов, вместить борта всех лидеров невозможно даже технически (а в Прагу делегации отдельных из них, как президентов Азербайджана и Турции, прибыли двумя самолетами каждая!).

И, наконец, не забываем о дипломатическом вызове: убедить всех, что им действительно нужно поехать в Кишинев, несмотря на то, что там не будет "спаренного" события типа саммита ЕС на следующий день (как было в Праге). Поэтому есть шанс, что президенты и премьеры части государств решат проигнорировать второй саммит инициативы Макрона.

Словом, команда Май Санду стоит перед непростой задачей: доказать, что Молдова под ее руководством может делать то, на что до недавнего времени даже не претендовала. Чтобы не получилось, что по сравнению с успехом первого саммита второй показался провальным.


О мире не только в Украине


Несмотря на то, что текст начался описанием роли Молдовы, следует предостеречь от ошибочного впечатления, что Украина теряет внимание Европы. Это не так.

Речь идет о динамике: в то время как Кишинев стремительно завоевывает внимание европейских игроков, Украина ее продолжает удерживать на беспрецедентно высоком уровне. Выступление Зеленского открыло заседание саммита. Потребность помогать Украине звучала от всех и на всех панельных дискуссиях (саммит был построен очень необычно, президенты и национальные делегации в какой-то момент поделились на группы по тематическим направлениям – словом, походило на какую-то конференцию, только без трансляций и с особым участниками).

А чешский премьер Петр Фиала, вышедший в прессу после закрытия саммита вместе с Макроном и Санду, добавил, что Украина была тем государством (как оказалось, только одним), которое подала свои предложения в формат ЕПС. И одна из них, конечно, касалась того, чтобы приоритетом Сообщества было установление мира по всей его территории.

Вероятно, это станет темой форума в Кишиневе, ведь Молдова имеет на своей территории замороженный конфликт и оккупированный россиянами регион.

Однако даже без этих дополнительных призывов движение к миру стало основной практической темой и основным успехом саммита в Праге.

Речь идет о мире на Южном Кавказе, где Россия также должна потерпеть поражение.

Как известно, между Азербайджаном и Арменией продолжается конфликт, который иногда перерастает в вооруженные столкновения. При этом Россия имеет военные базы на армянской земле и должна гарантировать безопасность этой страны – но по ряду причин не делает этого (в том числе из-за того, что Кремль погряз в войне в Украине и перебросил туда большинство расквартированных в Армении войск).

Это вызывает негодование в Ереване и призывы и даже планы по разрыву союза с РФ . И пока это историческое окно, когда Россию выбросить с Южного Кавказа легче всего – несколько стран пытаются этим воспользоваться.

На полах пражского саммита состоялось несколько встреч, посвященных этому. Известно не менее трех: переговоры премьера Армении Никола Пашиняна с турецким президентом Реджепом Эрдоганом ( впервые за многие годы встретились лидеры этих, по сути, враждебных государств) ; переговоры Пашиняна с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым при посредничестве Макрона, а также переговоры в одной из "перерывов на кофе" между Алиевым, Эрдоганом, Пашиняном и... венгерским премьером Виктором Орбаном (как свидетельствует немало видео, отснятых на телефоны членами) .

В этой сложной конфигурации Макрон взял на себя роль гаранта для Армении (и исторически имеет тесную связь с Францией), а Эрдоган традиционно является гарантом для братского Азербайджана. Вот они и встречались то вдвоем, то втроем, а возможно, и вчетвером.

А при чем здесь Орбан, спросите вы?

Дело в том, что переговоры с его участием были спонтанными, не запланированными – лидеры Армении и Турции просто подошли к одному столику, где Орбан общался с Алиевым, чтобы поговорить с последним. И хотя Орбан был откровенно лишним на этой встрече, он решил остаться на "чужих" переговорах.

Так если отбросить в сторону шутки об венгерском руководителе, на самом деле эта встреча стала не менее важной, чем формальные переговоры. Тот факт, что лидеры воюющих Армении и Азербайджана не отказываются от спонтанных встреч с улыбками и рукопожатиями, дает надежду на то, что отношения между ними меняются стремительно и радикально.

Да и достигнутые договоренности это подтверждают.

Итак, на саммите в Праге Армения, Азербайджан и Евросоюз согласовали размещение гражданской миссии ЕС на границе.

Но еще важнее то, что там же, в Праге, при посредничестве Франции (и ЕС) и Турции Армения и Азербайджан согласились признавать границы друг друга по состоянию на 1991 год . И Турция, по поводу позиции которой были вопросы, подтвердила эту договоренность.

Это, в сущности, открывает путь к завершению войны на южном Кавказе, причем без участия России в договоренностях. Алиев уже публично допустил, что мирный договор с Арменией может быть подписан до конца 2022 года .

Впрочем, завершить статью придется на минорной ноте.

К сожалению, другая проблемная точка Европы на саммите в Праге стала только горячей. Речь идет о турецко-греческом конфликте.

На саммите в Праге, во время общения с прессой, Реджеп Эрдоган подтвердил, что не исключает превентивный военный удар по Греции, если будет видеть угрозу удара с ее стороны. Премьер Греции ответил на это заявление Эрдогана . А Турция перешла к действиям и разместила ударные дроны на территории северного Кипра , который Греция и Кипр считают оккупированным турками.

И ни одна из сторон не видит пути деэскалации.

А Украине, для которой важна поддержка всех сторон конфликта, в этих условиях придется действовать филигранно тонко, чтобы не обидеть ни одну из них. Ведь и Анкара, и Афины будут пытаться привлечь Киев на свою сторону, что для нас вряд ли допустимо, когда нам нужно объединить их всех вокруг идеи противодействия российской агрессии.

 

Блиц-интервью Игоря Жовквы, дипрадника президента Зеленского, по итогам саммита


– Есть ли уверенность в том, что формат Европейского политического сообщества будет соответствовать нашим ожиданиям?

– Безусловно. Мы помним, как появилась эта инициатива Макрона, и как тогда мы получили заверение, что это не мешает нашему движению к кандидатству и дальше – к членству. Теперь мы имеем первый в истории саммит Европейского политического сообщества, и я считаю, что он достиг своих целей. Прежде всего, собрались вместе и члены ЕС, и страны, желающие стать членами, и те, которые не являются членами и не стремятся к этому.

Президент Зеленский задал тон этому саммиту, выступив первым после хозяина встречи Петра Фиалы и предложив свое видение, каким должен быть этот формат. Его предложение "Европейского сообщества мира" нашло поддержку.

И если в итоге остановятся на ней, то этот формат будет иметь смысл.

– Организаторы саммита подчеркивают, что именно Украина подала предложения в этот формат. Неужели мы были единственными?

– По крайней мере, я не слышал о каких-то содержательных предложениях других государств. Разве что – если их подавали после завершения мероприятия.

Мы активно отнеслись к формату ЕПС.

Даже формат участия Украины был уникальным: в саммите участвовали два лидера страны: президент открыл саммит своим онлайн-обращением, а премьер участвовал в работе панелей, выступал на экономической панели.

Словом, мы хотим, чтобы он дальше существовал, развивался, потому действительно подали идеи. Речь шла об экономике, энергетике.

– Экономика – это общий рынок с ЕС?

– Нет, создание общего рынка с ЕС вряд ли будет в этом формате. Это мы будем делать в двустороннем формате с ЕС, не в этом формате.

Какая конкретно будет экономическая составляющая здесь – трудно говорить в начале работы Европейского политического сообщества.

Основным результатом этого саммита было то, что лидеры между собой пообщались – в том числе те, которые между собой обычно вообще не общаются, в том числе лидеры Армении и Азербайджана (и Турции – ЕН). Это уже позитив.

Позитив – то, что договорились обсуждать в формате не только политику и безопасность, но и экономику и энергетику.

Наверное, верным было решение организаторов не принимать на саммите никаких общих документов. Принципиальные вещи, очевидно, и не могли быть согласованы, а подписать бумажку, на которую потратить много времени, было никому не нужно.

Также хорошо, что согласовали время проведения следующего саммита, место проведения. И мы предлагаем название следующего саммита.

– А что мы предложили?

– Мы предлагаем изменить название всего формата. Предлагаем назвать его "Европейское сообщество мира".

Слово "мир" в этой идее – это не только мир как таковой, это касается всех сфер – это и экономика, и энергетическая безопасность, и военная безопасность.

– Поскольку сейчас и новый саммит планируется провести в Молдове, и вообще внимание к Молдове растет – возможна ли синхронизация нашего с ними движения в ЕС?

– Синхронизация происходит хотя бы потому, что наши страны находятся на одном этапе.

Для нас сейчас приоритет – выполнение 7 рекомендаций, которые мы получили вместе со статусом кандидата. Это наша часть домашней работы, которую за нас никто не выполнит. А дальше будем смотреть, общие с Молдовой шаги также могут быть, потому что путь для нас одинаков.

– Каковы задачи, которые поставил президент Зеленский в части евроинтеграции?

– Первое – это выполнить эти 7 рекомендаций как можно скорее, желательно до конца года.

Для этого всем нужно усилить работу, и Верховная Рада должна усилить качество работы. Уже почти во всех комитетах созданы подкомитеты по евроинтеграции, которые будут отвечать за адаптацию acquis commutitaire. Будет определен депутат, отвечающий этой работе, в каждом комитете.

Совет также должен завершить работу по выполнению Соглашения об ассоциации.

Правительство должно существенно усилить работу, понять, что евроинтеграция – это уже не внешняя политика.

Автор Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды",
из Праги



В Праге лидеры 44 стран обсуждают войну РФ против Украины

Сергей Ромашенко / DW / 2022-10-06


Цель нового Европейского политического сообщества - укрепление безопасности и мира, заявил глава Совета ЕС Шарль Мишель. Канцлер ФРГ Шольц назвал новый политический формат "большой инновацией".

В столице Чехии Праге собрались главы государств и правительств 44 стран Европы, чтобы обсудить российскую вооруженную агрессию против Украины. Целью нового Европейского политического сообщества является укрепление стабильности, безопасности и мира, заявил председатель Совета ЕС Шарль Мишель в четверг, 5 октября. Президент Франции Эмманюэль Макрон - инициатор нового переговорного формата - выразил надежду, что саммит в Праге станет для президента РФ Владимира Путина "сигналом единства" Европы.

Организатор форума - премьер-министр Чехии Петр Фиала в своей речи на открытии саммита напомнил о событиях Пражской весны 1968 года, когда Москва с помощью танков "уничтожила надежды на расширение свободы". "Трудно смотреть злу в глаза, но победа будет за правдой. Все мы в глубине сердца знаем, что Украина победит, поскольку правда на ее стороне", - заявил Фиала.

"Большая инновация"

Канцлер ФРГ Олаф Шольц (Olaf Scholz) назвал новый переговорный формат "большой инновацией", которая принесет пользу миру и безопасности, поскольку она дополняет такие форматы, как Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Шольц назвал позитивным моментом то, что теперь главы государств и правительств со всей Европы впервые могут обсуждать волнующие их темы без повестки дня и необходимости принимать решения по итогам дискуссий.

В работе саммита в Праге, помимо 27 стран ЕС, участвуют также Великобритания, Турция, Украина, страны Западных Балкан, Армения и Азербайджан и ряд других стран. Россия и Беларусь на встречу не приглашены. Главные темы форума - вопросы политики безопасности и энергетики.

Противоречия между участниками

Еще до начала саммита вновь резко обозначились противоречия между странами ЕС по проблеме энергетической безопасности. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий раскритиковал правительство ФРГ. "Недопустимо, чтобы энергетическая политика ЕС диктовалась Германией", - заявил он.

Ранее Берлин выразил несогласие с требованием Польши и 14 других стран ЕС ограничить цену на газ из Норвегии и США. Министр экономики ФРГ Роберт Хабек (Robert Habeck) пояснил, что введение потолка цен может привести к нехватке газа, поскольку Норвегия, США и Алжир в результате будут продавать топливо в Азии по более высоким ценам.




Владимир Зеленский обратился к участникам саммита Европейского политического сообщества

6 октября 2022 года - 17:05  Офис Президента Украины 

«Мы с вами сейчас – в сильных условиях, чтобы направить всю возможную мощь Европы для окончания войны и гарантирования долгосрочного мира – для Украины, Европы, мира. 

Украина никогда не желала этой войны. Украина ничего не делала, чтобы ее спровоцировать. Украина всегда была лидером в мирном урегулировании. Все вы хорошо осведомлены о том, сколько всего делала Украина, чтобы попытаться убедить Россию жить без войны. Многие из вас лично участвовали в этих попытках и помогали нам. Помогал нам в почти сотне раундов переговоров разного уровня, на которых России предлагался мир. Я благодарю каждого и каждого из вас за эти усилия. Но мы должны признать очевидное: мы вынуждены иметь дело с государством, не желающим мира. Которая отвечает на все предложения настоящего мира – ракетными ударами, провоцированием искусственных кризисов и глумлением».

Владимир Зеленский обратился к участникам проходящего в чешской Праге саммита Европейского политического сообщества.



Между Молдовой и Сербией. Зачем Киев согласился на новый формат ЕС и как он будет работать

ЧЕТВЕРГ, 6 ОКТЯБРЯ 2022, 11:27 — СЕРГЕЙ СИДОРЕНКО

ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Визит в Киев президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. 15 сентября 2022 года

7 октября в Пражском Граде, крепости в центре чешской столицы, состоится первый саммит Европейского политического сообщества (ЕПС). Членом этого формата, среди других соседей ЕС, стала также и Украина.

Это новая инициатива, многие детали которой пока неизвестны, а те, что есть, оспариваются отдельными странами. Неясно, как ЕПС будет работать на практике, как удастся найти общую рамку как для государств, идущих к членству в ЕС, так и для тех, которые не рассматривают возможность вступления даже теоретически...

А самое главное – в медиа и среди экспертов постоянно звучат вопросы о том, не станет ли ЕПС неким "заменителем" членства для государств, для приема которых у ЕС нет политической воли.

Несмотря на все это, формат имеет публичную поддержку Украины.

И не только Украины.

Правда, очень похоже, что одобрительные отзывы Киева – сугубо декларативны, и у них единственная цель: не испортить отношения с французским лидером Эммануэлем Макроном, который является идеологом проекта ЕПС и которому мы пообещали поддержку этого проекта еще в июне.

Но встреча в Праге все равно интересна, просто по другим причинам. Мы рассказали о ней в коротком видео.

А этот текст – для тех, кому нужно больше деталей и более глубокое понимание процессов, связанных с инициативой ЕПС и саммитом в Праге.


Формат имени Макрона


Идея о создании Европейского политического сообщества – очень новая, она возникла только в мае 2022 года и стала личной инициативой президента Макрона, который заявил, что в условиях, когда расширение ЕС – длительный, сложный и неопределенный процесс, Евросоюз должен искать новый формат отношений с теми соседями, которые в целом разделяют ценности единой Европы, но не могут быстро получить членство, или вообще не стремятся к этой цели.

Тогда, в мае, предложение Макрона очень взволновало официальный Киев.

Мы в те дни делали все возможное, чтобы Украина получила статус кандидата в члены ЕС, а французская идея звучала так, словно нам предлагают "заменитель членства".

Но в конце концов Киев и Париж достигли взаимопонимания.

Из французской столицы прозвучало несколько заявлений о том, что ЕПС, мол, лишь поможет Украине быстрее вступить в ЕС. А кроме того, по данным "Европейской правды", в июне была достигнута важная для нас неформальная договоренность. Франция дала сигнал, что будет поддерживать предоставление Украине и Молдове статуса кандидата, но взамен ждет, что ни одна из этих стран не будет критиковать проект ЕПС.

Откуда такое внимание к новому формату?

Дело в том, что успех ЕПС очень важен лично для Макрона.

Президент Франции – амбициозный политик, и он очень хочет оставить после себя общеевропейское достояние, которое бы зафиксировало его роль в истории. Новый формат стал именно такой идеей.

Но вернемся к летней "договоренности". Париж свое обещание, как известно, выполнил. Эммануэль Макрон не только проголосовал за предоставление Украине статуса кандидата – он сыграл ключевую роль в том, чтобы убедить немецкого канцлера Олафа Шольца заявить о нашей поддержке.

Сейчас настала очередь Украины выполнять то, чего от нее ждут.

Поэтому ничего удивительного, что на этой неделе на заседании Варшавского форума по безопасности украинский вице-премьер Ольга Стефанишина заявила о полной поддержке ЕПС. В Прагу на первый саммит ЕПС едет настоящий десант из Украины во главе с премьером Шмыгалем, а президент Зеленский выступит по видеосвязи.

... Но все это не делает новую инициативу беспроблемной.



Есть ли там место для Украины? Нет ли опасностей?


Итак, что сейчас известно о формате ЕПС?

Он, по предложению Макрона, будет форматом, который не дублирует ни один из существующих. Например, включает как государства, являющиеся участниками так называемой "Европейской политики соседства", так и государства из блока расширения, и даже одного бывшего члена ЕС – Великобританию.

Поскольку официально новый формат еще не утвержден, то и список участников ЕПС еще может измениться. Но пока есть 17 государств за пределами ЕС, приглашенных на саммит в Праге.

Это пять стран бывшего "Восточного партнерства" (Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения); пять государств на западе и севере Европы (Великобритания, Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн), пять государств Западных Балкан (Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания и Северная Македония) и два очень разных государства Средиземноморья – Турция и Израиль.

Подавляющее большинство стран, которые могут участвовать в формате, являются либо устойчивыми демократиями, либо государствами, претендующими на такой статус – поэтому в новом формате взаимодействия нет арабских стран Северной Африки. Но заявленного изначально правила о демократичности нового сообщества ЕС придерживался не всегда (например, вряд ли кто-нибудь рискнет назвать "устойчивой демократией" Азербайджан).

Участники ЕПС, как видите, очень разные, и это может быть одной из претензий к новому формату – но пока нельзя утверждать, обоснованна ли такая претензия. Ведь это зависит от того, что же будет сутью формата – и вот на этот вопрос ответа нет ни у кого. ЕПС пока является форматом без наполнения. "Даже немцы сейчас очень недовольны тем, что французские коллеги с претензией на геополитику так активно продвигают неизвестно что", – поделился с ЕП один из дипломатов, ведущий это направление.

Но даже при такой неопределенности пока этот формат не несет угроз для Украины.

Он даже потенциально более интересен, чем печально известный формат "Восточного партнерства" (ВП), в который ЕС записал Украину, несмотря на то, что Киев был от этого не в восторге.

Дело в том, что в ВП Украина была однозначным лидером и не имела перспектив развития, которые предлагал бы этот формат. Мы имели там скорее роль ориентира, на который могли равняться все другие государства – от Молдовы до Армении. Это придавало Украине вес регионального лидера – что, конечно же, приятно, но не имеет практической пользы в смысле евроинтеграции.

В формате ЕПС ситуация принципиально иная.

Здесь нашими "соседями" стали и те государства, которые вообще не стремятся быть похожими на ЕС (Израиль, Азербайджан), и те, которые ставят целью вступление в Союз (Западные Балканы), и те, которые не имеют целью членство – но очень тесно интегрированы экономически и ввели у себя подавляющее большинство стандартов ЕС (Великобритания, Швейцария, Норвегия и т.п.).

Последние, например, являются членами Европейской зоны свободной торговли, к которой Украина была бы рада присоединиться на пути к членству. А значит, новый формат не устанавливает для Украины "низкого потолка", который бы ограничивал нашу евроинтеграцию уже сейчас.

Еще одна потенциальная опасность, о которой приходится слышать: а не создан ли этот формат для государств, которым ЕС просто никогда не хочет давать членство? Тут тоже выглядит так, что реальной угрозы нет – ведь в новый формат включили все те государства, которые являются приоритетом расширения, например Черногорию. А значит, если в ЕС вообще когда-то будут вступать новые члены – то это будут те государства, которые являются членами ЕПС.


Будет ли польза? Есть вопросы


Конечно, несмотря на все написанное выше, никогда нельзя исключать и негативного развития. Евросоюз сейчас находится на распутье, он ищет возможность для реформирования и новые подходы к расширению.

Поэтому в случае, если когда-то этот формат начнет выливаться в некий заменитель членства для всех государств-кандидатов, Киев не должен молчать, так же, как не будут молчать и другие столицы.

Но еще более насущный вызов нового формата связан с его сомнительной эффективностью. Прежде всего из-за того, что подходы государств очень отличаются.

Поэтому можно точно быть уверенным, что этот формат останется "виртуальным", он не будет иметь институтов, секретариата, механизма принятия решений и т.п. – просто по той причине, что в таком широком составе невозможно принять никакие решения с реальным влиянием на политику. Поэтому на нынешнем инаугурационном саммите его участниками даже не предлагали принять итоговое заявление или другое формальное решение.

Более того, нет уверенности даже в том, что формат сохранит нынешнее название.


Например, британский премьер Лиз Трасс публично требует, чтобы ЕС отошел от названия "Европейское политическое сообщество", потому что для британских избирателей оно звучит слишком похоже на внутреннюю структуру Евросоюза, из которого Британия, как известно, недавно вышла.

Поэтому наиболее реально, что новый формат – если, конечно, он вообще сохранится – со временем превратится в некое "место для встреч и переговоров", то есть в общеевропейский форум демократий. Что тоже неплохой вариант – но явно не тот, о чем мечтал, основывая этот формат, Эммануэль Макрон.

Но и из этого Украине стоит извлекать максимум – так, как происходит в этом году, когда на полях саммита Украина планирует заключить несколько межправительственных соглашений.

А еще, к примеру, этот форум когда-нибудь может стать той площадкой, где один из союзников России, Армения, наконец решится сделать геополитический разворот. И это также будет неплохим результатом новой европейской политики соседства.

Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды",
из Праги

Komentarų nėra: