Промышленные гиганты, порты, земли и леса под одной крышей: у Зеленского хотят создать суверенный фонд
ВТОРНИК, 3 ЯНВАРЯ 2023, 10:30 - ДАНА ГОРДЕЙЧУК / EP
ГЛАВА ФОНДА ГОСИМУЩЕСТВА РУСТЕМ УМЕРОВ / УП
Фонд госимущества вынашивает идею превращения учреждения в суверенный фонд, управляемый крупнейшими государственными предприятиями и конфискованными активами россиян.
В Украине насчитывается более трех тысяч государственных предприятий, формирующих около 13% активов всех компаний страны. Неизменный вопрос для государства – что делать с этим почти двухтриллионным портфелем активов в его собственности.
Очевидно, что выходом должна стать масштабная приватизация. Однако этот процесс не будет быстрым, особенно во время войны. Тем более что управление госкомпаниями сейчас разделено между десятками министерств и государственных агентств. Кроме того, государство пока не готово избавляться от своих главных активов вроде "Нафтогаза".
Власти в разные периоды озвучивали идею объединить свои крупнейшие компании в единый холдинг. К примеру, в 2015 году тогдашний министр экономического развития Айварас Абромавичюс предлагал объединить таким образом до ста крупнейших государственных предприятий, приватизация которых не предполагалась в ближайшее время.
Создать холдинг хотели до конца 2016 года, однако план не был воплощен по ряду причин. В частности, ведомства не желали терять контроль над своими главными активами. С другой стороны, идею критиковала экспертная общественность из-за коррупционных рисков, связанных с концентрацией государственной собственности в одних руках.
В 2022 году идея вернулась в повестку дня в виде плана превращения Фонда государственного имущества в суверенный фонд Украины.
Что такое суверенные фонды
Впервые созданный в Кувейте в середине прошлого века суверенный фонд является государственным инвестиционным фондом. Он преимущественно наполняется благодаря избыточным доходам от международной торговли и может инвестировать эти деньги в акции компаний, бонды и металлы внутри страны и за ее пределами.
Одни из крупнейших суверенных фондов мира, например в Кувейте или Норвегии, сформированы от продажи нефти. Такие фонды могут снизить риски для экономик стран от падения доходов в случае нестабильности цен на мировых рынках.
Суверенный фонд Кувейта, который в 2020 году был четвертым крупнейшим в мире с активами 500 млрд долл., помог восстановить экономику после войны в Персидском заливе.
Россия, более половины доходов бюджета которой зависят от продажи нефти и газа, "влила" миллиарды долларов из своего Фонда национального богатства, чтобы удержать экономику от резкого падения из-за санкций за вторжение в Украину.
Государство также может учредить суверенный фонд для аккумулирования профицитных ресурсов для выплат следующим поколениям. Такой механизм существует в ОАЭ, где по достижении 18 лет граждане получают около 100 тыс дол.
В Украине до войны была идея создать аналогичный механизм в виде "экономического паспорта" . Фонд для проекта должен был наполняться за счет ренты за пользование недрами, а после достижения совершеннолетия украинцы получали бы по 20 тыс евро.
Как отмечается в публикации ОЭСР, суверенные фонды в 75% случаев действуют в развивающихся странах, прежде всего на Ближнем Востоке и Азии.
Там суверенные фонды нередко являются ключевыми в стратегии развития промышленности: малазийский Khazanah финансирует инфраструктурные объекты страны, а казахский Kazyna – проекты по углублению промышленной переработки.
От флагманов к конфискованным активам россиян
В декабре 2021 года, задолго до назначения на должность главы Фонда государственного имущества, тогда еще народный депутат Рустем Умеров писал , что Украина может создать собственный суверенный фонд. Как и соответствующие мировые аналоги, он аккумулировал бы средства на развитие и при необходимости – стабилизацию экономики.
В должности главы Фонда государственного имущества превращение этого учреждения в суверенный фонд стало одной из главных идей Умерова.
По его мнению, фонд станет регулятором и получит специальный законодательный статус, который позволит принимать постановления, быть экономически независимым от правительства и ежегодно передавать определенный процент от прибыли в бюджет.
Остальные средства, которые фонд заработает в течение года, он сможет аккумулировать на собственном счете и инвестировать в другие активы. Одним из первых шагов должно стать сосредоточение всех государственных активов под одной крышей.
"Наша стратегия – продать 80% того, что у нас есть по малой и крупной приватизации, дойти до того, чтобы с Кабмином начать принимать эти активы на баланс фонда. Затем снова делать аналитику того, что пойдет на приватизацию, которую мы должны оставить государству как стратегический актив", – рассказывал Умеров.
Сейчас в Украине есть около 3600 государственных предприятий, управление которыми разделено между десятками ведомств и которые правительство своим решением может передать ФГИ.
После оздоровления, приватизации и ликвидации большинства из них 100 основных активов планируется оставить в управлении ФГИ.
Какие активы ФГИ хочет забрать себе? Ранее Умеров заявлял, что в суверенный фонд должны попасть предприятия из стратегически важных для государства отраслей (энергетика и транспорт), предприятия с лицензиями на добычу и переработку природных ископаемых, компании с уникальной рыночной позицией.
Речь идет о немалом портфеле из морских портов, земельного фонда, лесных хозяйств и кредитных портфелей государственных банков.
По данным источников ЭП, речь может идти, в частности, также о таких промышленных гигантах как "Нафтогаз", "Энергоатом" и "Укрэнерго". В Фонде госимущества эту информацию пока не подтверждают.
Не исключено, что в перечень государственного имущества в управлении фонда могут добавиться конфискованные государством активы россиян. Например, акции компаний российского олигарха Владимира Евтушенкова, изъятие которых стало первым подобным случаем в Украине, передали в управление именно Фонду госимущества.
Концепция суверенного фонда Умерова пытается реагировать на критику по поводу коррупционных рисков, возникающих вместе с концентрацией государственных гигантов в одном учреждении. По планам, она будет предусматривать наличие наблюдательного совета и введение международных принципов руководства для суверенных фондов.
Собрать самолет в полете
По сентябрьским оценкам Всемирного банка, расходы на реконструкцию Украины достигают 350 млрд долл. и с каждым днем российских атак эта цифра будет расти. Чтобы восстановить экономику страны, понадобятся сотни миллиардов инвестиций в инфраструктуру, энергетику, промышленный комплекс.
По мнению менеджера по направлению управления госимуществом Transparency International Ukraine Кирилла Сидорчука, во время войны реализовать такой проект будет трудно. В мире есть примеры несырьевых суверенных фондов, но сейчас значительная часть поступлений от экономической деятельности в Украине идет на оборону государства.
"Сейчас средства от приватизации не могут быть избыточными, они покрывают огромные дыры в экономике. После войны создание суверенного фонда может быть оправдано. Он мог бы тратить средства на восстановление страны", – объясняет он.
А глава аналитической организации Statewatch Глеб Каневский относится к идее создания единого управляющего госимуществом скептически, ведь один орган не может справиться с управлением сотней крупнейших компаний из разных отраслей.
"Обычно суверенные фонды создаются, когда государство зарабатывает больше, чем тратит. Тогда оно может откладывать средства от профицита бюджета для последующих поколений, инвестировать их в разные финансовые инструменты, зарабатывать на небольших процентах, чтобы эти средства не сгорали, а накапливались", – отмечает Каневский.
Он считает, что в Украине эта идея сводится к созданию нового органа власти, сконцентрирующего крупные государственные компании. По мнению Каневского, есть ряд причин, почему идея превращения Фонда госимущества в суверенный фонд не сработает.
Главная из них состоит в несостоятельности ФГИ управлять большим количеством компаний. В настоящее время из 800 компаний в ведении фонда из около 200 компаний у него нет никакой связи. Задача усложняется еще и тем, что эти активы относятся к разным отраслям экономики и к разным сферам регулирования.
Аналитик отмечает, что задачей ФГИ является приватизация, а не накопление доходов, поэтому ведомству необходимо сосредоточиться на его выполнении. В частности, создать открытый реестр госкомпаний и запустить крупную приватизацию.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą