«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, sausio 27, 2023

Technologijos. Отец чипов Моррис Чжан

 

Отец чипов: как основатель TSMC вывел Тайвань на технологическую карту мира


ПЯТНИЦА, 27 ЯНВАРЯ 2023, 10:00 - АЛЕКСЕЙ ПАВЛЫШepravda
GETTY IMAGES

Моррис Чжан мигрировал из Китая и сделал карьеру в США, но получил мировое признание на Тайване, основав там корпорацию TSMC.


Человечество живет в мире чипов. Статус лидера в мировой полупроводниковой промышленности уверенно держит Тайвань. В 2022 году экспорт интегральных микросхем с острова вырос седьмой год подряд благодаря своему флагману – компании TSMC, контролирующей более половины мирового рынка микросхем.

Как прогнозируют эксперты , крупные инвестиции, сделанные США для укрепления внутренней индустрии чипов и противодействия Китаю, не повлияют на вклад Тайваня.

Дефицит чипов из-за пандемии коронавируса, напряженности в отношениях острова с КНР и вероятного вторжения из материкового Китая на Тайвань лишь подчеркивают важность лидера рынка микросхем для технологического мира.

ЭП рассказывает историю TSMC и ее основателя Морриса Чжана. Как мигрант из Китая сделал карьеру в США, но, не достигнув своей конечной цели, получил мировое признание на Тайване? Благодаря чему TSMC стала мировым лидером индустрии чипов и как корпорация готовится к возможному вторжению Китая?

Тяжелое детство и судьбоносный переезд в США

Моррис Чжан (настоящее имя Чжан Чжунмоу) родился в 1931 году в китайском городе Нинбо недалеко от Шанхая. Хотя его семья принадлежала среднему классу, детство Чжана было непростым: японская оккупация, Вторая мировая война и гражданская война в Китае заставляли семью часто переезжать.

Юный Чжан прислушивался к советам отца и хорошо учился в школе: увлекался литературой и историей, мечтал стать писателем или журналистом. Однако прагматический отец хотел для сына лучшего будущего.

"Папа сказал, что с профессией писателя я буду попрошайничать. Жизнь показала мне, что это была моя юношеская причуда", – рассказывал на пике славы бизнесмен.

В конце концов, с помощью дяди в Бостоне будущий миллиардер в 1949 году перебрался в США, где поступил в Гарвардский университет. В это время он окончательно отказался от детской мечты стать писателем.

"Моей реакцией на вступление в Гарвард был чистый экстаз, я не мог поверить своему счастью. Я понял, что США – самая богатая страна в мире, моральный и политический лидер с точки зрения демократии, это страна возможностей для меня".

В начале 50-х годов в США было много китайских рестораторов, инженеров, профессоров. Это были единственные респектабельные профессии для китайцев. Ни адвокатов, ни бухгалтеров, ни политиков, ни тем более писателей", – вспоминал Чжан.

Он решил стать инженером, выбрав специальность "Прикладная физика и инженерные науки". Проучившись год в Гарварде, понял, что полученное там общее техническое образование не поможет получить высокооплачиваемую работу инженера, поэтому перевелся в Массачусетский технологический институт.
 
В Массачусетском технологическом институте Чжана стали называть Моррисом / ФОТО AP

Там Чжан увлекся машиностроением. Он считал, что эта сфера имела самые большие перспективы. Время показало, что оно не ошибалось.

В 1953 году юноша получил диплом магистра, но через два года, дважды не сдав экзамен на соискание PhD (доктор философии, первая научная степень) из-за, как сам признавался, недостаточно хорошей подготовки, пошел искать работу.

В Ford ему предложили должность с зарплатой 479 долл. в месяц, а крохотное полупроводниковое подразделение производителя электрооборудования Sylvania Electric Products – на 1 долл. больше. Чжан просил Ford перебить предложение, но там отказались, и он согласился на работу в Sylvania.

Начинающий инженер работал там над германиевыми транзисторами, которые используют для генерирования или преобразования электрических сигналов. Тогда провода спаивали, что часто приводило к повреждению транзистора. Моррис изобрел способ соединения проволоки с помощью косвенного нагрева.


Тогда это была базовая проблема машиностроения. Для ее решения не нужно было понимать теорию полупроводников. Однако амбициозный инженер все равно начал изучать полупроводники, взяв за основу книгу физика Уильяма Шокли "Электроны в полупроводниках для транзисторной электроники".

Чжан многое не понимал, но ему помог старший инженер Sylvania, каждый вечер за бокалом пива в баре отеля рассказывал нюансы индустрии. "Тогда он не ответил на все мои вопросы, но помог достаточно, чтобы я смог двигаться дальше. Именно он был моим главным учителем", – вспоминал бизнесмен .

Впоследствии Чжан начал разрабатывать транзисторы. Посещал технические конференции и работал в Национальном институте стандартов. Через три года он устал от разработки транзисторов, которые Sylvania слабо продавала из-за плохого маркетинга, и пошел работать в технологическую компанию Texas Instruments (TI).

25 лет в Техасе и неожиданное увольнение

"Мой будущий босс встретил меня в аэропорту", – вспоминал Чжан. Его поразили относительная молодость и развитие корпоративной культуры Texas Instruments. Он начал работу над производством транзисторов для технологического гиганта IBM.

Особо сложный транзистор производили и TI, и IBM. Последняя имела для этого отдельную пилотную линию. Аналогичную производственную линию в TI возглавил Чжан. В IBM работали около 10% транзисторов, производимых на пилотной линии, а у TI успех на линии Морриса был почти нулевым. Проходили месяцы, но инженер не сдавался.

"Руководитель был озабочен, все были озабочены", – рассказывал Чжан. Однако он не слишком волновался, зная, что может получить 10-процентный результат.

Через четыре месяца инноватор опробовал еще одну комбинацию технологических параметров и производительность выросла до 20%. После этого карьера Морриса в TI быстро ушла, а его работой заинтересовался тогдашний президент корпорации.

Когда идею Чжана оценила IBM, он получил руководящий пост и создал отдел германиевых транзисторов. За 25 лет он дорос до должности вице-президента TI.
 
В Texas Instruments Моррис дорос до должности вице-президента / ФОТО AP

Оценив прогресс Чжана после первого удачного проекта, TI решили дать ему возможность получить PhD. Тем более что Моррису понравилась роль руководителя и он стремился получить должность вице-президента и "комфортную жизнь". Его тогдашний руководитель сказал, что без учёной степени это невозможно.

Амбициозный 30-летний инженер решил не упускать такой шанс, поэтому в 1961 году поступил в Стэнфорд. Пока Чжан получал степень PhD, компания полностью оплачивала его обучение и платила полную зарплату.

В течение следующих 19 лет он работал в TI на различных руководящих должностях, параллельно изучая маркетинг и финансы и мечтая стать первым человеком в TI, который уже приобрел статус крупнейшего в мире производителя интегральных схем.

Чжан стал пионером противоречивой к тому времени идеи устанавливать цены на полупроводники, опережая кривую себестоимости. То есть жертвовать прибылью на ранней стадии, чтобы завоевать долю рынка и достичь производственных показателей, которые в долгосрочной перспективе принесут большие прибыли.

В 1972 году он начал управлять всем полупроводниковым бизнесом компании. До желаемой должности главного исполнительного директора оставался один шаг.

Однако в середине 1970-х годов TI решила сосредоточиться на производстве бытовой электроники – калькуляторов и наручных часов. В отличие от инвестиций в микросхемы, это должно было принести быстрые деньги. Так в 1978 году Чжан неожиданно возглавил новое для себя направление – потребительский бизнес.

Тогдашний CEO Texas Instruments Марк Шепард полагал, что хороший менеджер может справиться с чем угодно. Однако это оказалось ошибкой.

"Я увидел, что потребительский бизнес отличается от других. Клиентская база другая, рынок совсем другой. В полупроводниковом бизнесе для успеха нужны только технология и затраты, а в потребительском – технология помогает, но есть привлекательность для потребителей, что является туманной вещью", – вспоминал Чжан.


Как оказалось, Моррис был прав: в 1983 году потребительский бизнес TI испытал трудности, и руководство его отстранило. Он понял, что его инновационные идеи больше не нужны TI, а путь к должности CEO закрыт, поэтому уволился.

Когда в 1984 году TI предложила Чжану возглавить подразделение компьютерных продуктов, Моррис отказался и перешел к другому производителю чипов – General Instrument, где год проработал операционным директором и президентом.

Он надеялся свободно развивать научно-исследовательскую деятельность, но корпорация, по его словам, несерьезно относилась к исследованиям и разработкам, предпочитая покупать другие компании, а не развивать собственные идеи.

"После неудач в TI и GI я не думал тогда, что мое стремление возглавить крупную американскую компанию будет реализовано", – рассказывал бизнесмен.

Звонок из Тайваня и запуск TSMC

После ухода с TI и недолгого периода в General Instrument в возрасте 52 года, когда карьеры большинства людей завершаются, взлет Чжана только начинался. Однажды правительство Тайваня предложило ему создать новую для островного государства индустрию – полупроводниковую промышленность.

Изобретатель позвонил тогдашний премьер-министр Тайваню Сунь Юньсюань – один из создателей тайваньского экономического чуда. Прежде чем согласиться, Чжан изучил текущее положение дел в полупроводниковой промышленности острова.

Выводы были необнадеживающими: никаких исследований и разработок, никаких возможностей для проектирования, никакой интеллектуальной собственности. Микросхемы страны тогда отставали на два поколения от передовых технологий, однако имел место один важный момент: готовность власти к изменениям и инвестициям.


На Тайване Чжан получил репутацию выскочки. Бизнес не верил, что у него что-то получится, а пресса писала, что он приехал за хорошим чеком перед пенсией.

Моррис начал с болезненной проблемы, с которой столкнулся еще в TI: независимые разработчики микросхем часто хотели основать собственные компании, но из-за высоких затрат и отсутствия поддержки не могли реализовать свои идеи.

Чжан считал, что это сдерживает инновации, поэтому заручившись поддержкой тайваньского правительства, основал в 1987 году компанию-производителя чипов Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC).

Чжан основал TSMC в 1987 году при поддержке тайваньского правительства. В тот момент ему было 56 лет. / ФОТО CNBC

"Так же как Shopify позволила независимым игрокам продавать онлайн, TSMC позволила разработчикам создавать компании", – писало впоследствии агентство  Bloomberg .

Идея заключалась в создании независимого литейного завода, который изготовлял бы полупроводники для заказчиков. TSMC подхватила тренд на аутсорс от американских компаний, начавших инвестировать в производственные площадки в Азии.

Основатель TSMC планировал, что компания не будет соперничать в инновационности, а будет брать инструкции заказчиков и будет производить схемы. Так он поощрял разочарованных разработчиков зарабатывать, чтобы затем реализовывать свои идеи.

Когда Моррис представил свой план, его высмеяли, назвали утопическим и провальным. Однако игра на перспективу принесла желаемый результат.


Неожиданно предприниматели смогли создавать полупроводниковые бизнесы на основе микросхем без огромных финансовых затрат на открытие заводов. Им нужно было только разработать микросхему и вывести ее на рынок. В 2010 году приносила 73,6 миллиарда долларов.

Многие популярные сейчас высокотехнологичные компании начали свою деятельность на заводах TSMC: пионеры телекоммуникаций Broadcom и Qualcomm, графические гиганты Nvidia и ATI и многие другие», – отмечает Bloomberg.


"Моррис Чжан изменил ландшафт полупроводниковой индустрии. Он позволил стартапам начинать с нескольких миллионов долларов, а не с нескольких сотен миллионов", – констатирует декан инженерной школы в Стэнфорде Джеймс Пламмер.

"Моррис Чжан не терпит дураков. Это порождало и уважение, и страх", – рассказал профессор и бывший технический директор TSMC Ченмин Ху.

Создание независящего производителя чипов тогда числилось сложным вызовом. TI, на которую предприниматель обиделся, была ведущей компанией отрасли, Intel быстро росла, а National Semiconductor Corp. и Advanced Micro Devices были также сильными игроками. Выжить среди этих гигантов было непросто.

Однако устаревшие технологии дали TSMC, стартовавшей с капиталом 220 млн долл., конкурентное преимущество. Ее первыми клиентами стали такие крупные компании как Intel, Motorola и TI. Они с радостью передали TSMC производство продуктов, которые использовали старые технологии, но все еще пользовались спросом.

Основатель TSMC считается национальным героем Тайваня / ФОТО GETTY IMAGES

Мировое признание: среди клиентов – Apple и Nvidia

Впоследствии в перечне клиентов появились начинающие компании, чьи "жизнь или смерть" зависели от TSMC. Broadcom, Marvell, Nvidia и Qualcomm, по словам Чжана, начали сотрудничать с TSMC, когда они были еще малы, и возможность воспользоваться услугами компании была важной предпосылкой их успеха.

"Если бы нас не было, инновации в отрасли замедлились бы", – убеждал Моррис. Он объяснял, что этим маленьким компаниям, скорее всего, пришлось бы инвестировать в производственные мощности вместо исследований и разработок или делиться своей интеллектуальной собственностью с TI или IBM.


Соучредитель Nvidia Джен-Сун Хуанг заявил, что рождение TSMC позволило превратить всевозможные творческие идеи в таких областях, как сетевые технологии, бытовая электроника, компьютеры и автомобильные технологии в успешные компании.

К 2020 году компания производила 13 млн 300-миллиметровых микросхем в год и стала первой, которая обеспечила 7-нанометровую и 5-нанометровую технологии, используемые в продукции Apple, и первой коммерциализировав технологию литографии в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне в больших объемах.

Компания постоянно увеличивает и модернизирует производственные мощности. В 2011 году на фоне жесткой конкуренции TSMC увеличила расходы по разработкам на 39% до 50 млрд дол. В 2014 году совет ее директоров утвердил инвестиции в размере 568 млн долл. на создание, перепрофилирование и модернизацию мощностей.

В 2020 году TSMC стала первой полупроводниковой компанией в мире, пообещавшей использовать 100% возобновляемой энергии к 2050 году.

Корпорация успешно работает и без своего "отца", который в 2018 году ушел на пенсию. Если в 2010 году рыночная капитализация TSMC составила 70 млрд долл., то в апреле 2021 года – более 550 млрд долл. В последние годы ее чистая прибыль достигает 15-20 млрд долл., а в 2020 году финансовый результат превысил 57%.

Поскольку есть риск войны между Тайванем и Китаем, который считает остров своей территорией, TSMC ищет варианты смягчения возможных последствий такого события.

Глава Бюро национальной безопасности Тайваня убеждает , что фабрика TSMC не сможет работать в случае вторжения Китая. Учитывая это, корпорация открыла заводы в Японии и США и планирует осесть в Германии.

В 2020 году в американской Аризоне одобрили план TSMC по строительству шести заводов по производству микросхем стоимостью 12 млрд дол. При этом инвестиции в этот объект могут быть увеличены втрое до 35 млрд дол.

TSMC имеет капитализацию пол триллиона долларов, а Чжан стал миллиардером / GETTY IMAGES

В 2022 году продажи TSMC выросли на 43%, а операционные доходы – на 73%.

Моррис Чжан создал гиганта на миллиарды долларов и крупнейшего производителя микросхем в мире, однако не получил никакой акции при создании компании.

Впрочем, через несколько лет после запуска TSMC он инвестировал собственные сбережения в компанию и начал получать дивиденды от взлета своего детища. Сейчас состояние 91-летнего предпринимателя оценивается в 2,2 млрд дол.


3 ФЕВРАЛЯ 2023, 17:02

2 ФЕВРАЛЯ 2023, 13:37

2 ФЕВРАЛЯ 2023, 13:12

Komentarų nėra: