«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

penktadienis, balandžio 05, 2024

Coalition of determined. Макрон овладевает новой ролью в помощи Украине

 

Франция ведет войска в "коалицию решительных". Как Макрон овладевает новой ролью в помощи Украине

5 АПРЕЛЯ 2024, 14:30 СЕРГЕЙ СИДОРЕНКО, ЕП, ИЗ ПАРИЖА

В Париже поставили цель объединить тех, кто готов к смелым шагам в поддержку Украины / ФОТО: AFP/EAST NEWS

В отношениях Украины и Франции были разные этапы. То, что сейчас мы пришли к принципиально новому, не подвергают сомнению даже скептики.

Эмманюэль Макрон в должности президента республики никогда не скрывал, что стремится зафиксировать свое лидерство в Европе, но традиционно сталкивался с проблемой в том, чтобы реализовать свои амбиции.

Список сфер, где Франция может претендовать на роль страны №1 в Европе, очень ограничен. Даже при Олафе Шольце Германия объективно остается лидером по многим показателям, прежде всего экономическим.

Военная помощь Украине, ведущая экзистенциальную войну, открыла для Франции одну из калиток, позволяющих почувствовать лидерство, а готовность Макрона действовать нестандартно, out-of-box, сделала этот путь реальным.

Украина в этом заинтересована, конечно же, не меньше самого Макрона, так что здесь наши интересы совпадают.

Речь идет об идее Макрона о возможном направлении в Украину военных государств НАТО, которая более месяца назад повлекла за собой настоящую бурю, а затем исчезла из публичной дискуссии. Впрочем, Париж от нее не отказался, и работа идет, свидетельствуют многочисленные источники "Европейской правды".

Чтобы разобраться в происходящем, редактор "ЕвроПравды" посетил Париж, где на этой неделе проходил Третий форум Украина - Франция, организованный Центром "Новая Европа", Французским институтом международных отношений (IFRI) и МИД обеих стран.

Не будет преувеличением сказать, что Украина в Париже до сих пор находится в центре внимания.

Да, даже без широкого анонса зал IFRI не вместил всех желающих. А участники отмечали, что помощь Украине имеет твердую поддержку также в обществе – что позволяет властям Франции шаги вне привычной матрицы.

Хотя проблемы на этом пути тоже нужно честно признавать.


"Консенсус нам не нужен!"


Прежде всего, следует объяснить, откуда вообще взялась идея о войсках НАТО в Украине. Тем более что сейчас, когда прошел более месяца после ее появления, уже можно раскрывать некоторые до сих пор не публичные детали.

26 февраля в Париж, в Елисейский дворец, съехались президенты и главы правительств около двух десятков государств Европы; другие европейские столицы, а также США были представлены на более низком уровне.

Их собрал президент Макрон , чтобы обсудить пути помощи Украине, и сначала от происшествия не ожидали сенсации. Главное внимание тогда было сконцентрировано на так называемой чешской инициативе по закупке снарядов вне ЕС и НАТО, которую 10 дней до этого публично представил президент Чехии Петр Павел.

Учитывая, что Франция раньше была среди противников оборонных расходов за пределами Европы и уже начала давать сигналы об отказе от этой линии, от встречи лидеров в Париже прежде всего ожидали прогресса в этом вопросе.

Но оказалось, что Париж приготовил для партнеров сюрприз.


Доподлинно неясно, планировал ли Макрон делать свою инициативу публичной уже тогда, или они еще должны "повариться" в закрытых обсуждениях - но ему не оставили выбора.

Словацкий премьер Роберт Фицо (которого вместе с венгерским Орбаном считают одним из двух открыто пророссийских лидеров в ЕС) после встречи немедленно вышел в прессу и сообщил: государства Запада планируют отправить в Украину свои войска.

Тогда это заявление восприняли со скепсисом, без доверия (и другие участники переговоров ничего подобного на тот момент не заявляли). Но оказалось, что пророссийский словацкий лидер действительно открыл то, что звучало за закрытыми дверями.

Поздно ночью слова Фицо подтвердил Эмманюэль Макрон , признав, что это его предложение. Это явилось настоящей сенсацией. И спровоцировало эмоциональную дискуссию во Франции.

Но прежде чем объяснить, что происходит с инициативой сейчас, стоит подчеркнуть, что на той встрече в Париже против выступал не только Фицо.

Дискуссия лидеров проходила по повышенным тонам.

Как говорится, наиболее эмоциональной была реакция Олафа Шольца.

Для канцлера Германии (как и для большинства участников) такое предложение стало абсолютной неожиданностью, он возмутился и обвинил Макрона в том, что тот "старается втянуть всех в Третью мировую" и заявил, что разговор нужно прекращать, потому что он против, а значит, консенсуса нет. Но Макрон, по всей видимости, был готов к такому и жестко осадил Шольца, объяснив, что его голос ничего не остановит.

"В этом вопросе нам консенсус не нужен", – заявил президент Франции, подчеркнув, что стремится найти и возглавить группу смелых государств, в которой Германию никто и не ожидал.

Поэтому Макрон продолжил представлять свою идею и объяснил то, что теперь уже публично: речь идет не о направлении военных НАТО прямо сейчас и прямо на линию столкновения. Идея состоит в том, чтобы публично отказаться от красной линии по военному присутствию государств НАТО в Украине и создать для России ситуацию "стратегической неопределенности".

А согласовывать формат и цели возможного контингента можно и потом.

На той встрече в Елисейском дворце никаких голосований не было, потому что лидерам потребовалось время на обдумывание головокружительной идеи. Да и перед Макроном был вызов – дискуссия со своим обществом.


Об Украине нельзя без Украины


Уже после того, как эта информация со встречи в Елисейском дворце попала в медиа, сложился пазл и у украинских журналистов, которые еще некоторое время до этого слышали намеки на чрезвычайную важность встреч с французским лидером и его ожидаемого визита в Украину.

И даже президент Зеленский, в конце концов в середине февраля посетивший Париж, не удержался от заявлений о том, что Макрон готовит несколько "принципиально новое" , но сохранил тайну относительно деталей к их официальному обнародованию.

Дело в том, что ни о каком направлении иностранного контингента нет смысла говорить, если это не согласовано с самой Украиной – официальный Киев стал первым из партнеров Франции, который об этом узнал. Как минимум это было темой обсуждения на встрече лидеров в Париже, а возможно, коммуникировалось и раньше.

Франция усердно придерживалась правила "ничего об Украине без Украины".

Впрочем, дальнейший прогресс забуксовал.

Макрон, который публично обещал прибыть в Киев для более детального обсуждения идеи и даже называл возможные сроки визита – так и не осуществил его. Теперь жестких планов нет.

Одной из причин, очевидно, явилась неоднозначная реакция во французском обществе. И об этом в Париже говорят публично. "Эта инициатива президента Макрона вызвала полемику в обществе. Его слова вырвали из контекста, в том числе оппозиция – хотя на самом деле он говорил лишь, что ничего не исключено", – объяснял, в частности, на форуме депутат Национального собрания Бенжамен Адад.

Хотя есть еще как минимум одна причина – отсутствие ясности в отношении позиции Украины.

И действительно, хотя инициатива Макрона уже публична, от Киева не слышно особого энтузиазма в ее поддержке. Более того, непублично участники форума признавали, что слышали определенный скепсис от Украины. "На встречах с украинскими коллегами я слышу, что им нужна не эта помощь, а оружие", – признался в разговоре с "ЕП" в Париже один из французских чиновников.

Действительно, снабжение оружия является безусловным приоритетом для ВСУ, но эти направления не поднимают друг друга. "Сигнал из Киева о том, что идея президента полезна и Украине, был бы помощным", – говорит другой собеседник. О том, почему даже символическая отправка военных из Франции и других государств НАТО в Украину действительно важна, "ЕвроПравда" объясняла в статье "Макрон без красных линий".

Впрочем, не исключено, что и здесь в последние дни у нас есть позитив.

Ведь глава украинского МИД Дмитрий Кулеба, закрывая форум, прервал молчание со стороны Киева и публично поддержал французскую инициативу по "движению красных линий". "Я очень хочу, чтобы вся Европа услышала то, что говорит президент Макрон", – заявил он.

Пока неизвестно, была ли подробная поддержка с его стороны на встрече глав МИД НАТО, которая одновременно проходила в Брюсселе.


Идея точно не похоронена


Но несмотря на затянувшуюся паузу и несмотря на намеки партнеров на недостаточную коммуникацию, главный итог дискуссий по этому поводу на полях Форума Украина – Франция – это то, что идея Макрона жива.

Сейчас продолжается дискуссия на уровне генштабов, между заинтересовавшимися странами утверждают несколько собеседников. И в то время как в обществе Франции реакция на эту идею была довольно смешанной, в среде военных она получила положительные отзывы. Начальник французского штаба сухопутных войск Пьер Шиль даже вышел на публику с очень амбициозной программной статьей о готовности французской армии идти дальше, чем предлагает Макрон.

"Франция способна перебросить ( в Украину при необходимости ) коалиционную дивизию, то есть около 20 тысяч военных, в течение тридцати дней", – настаивает он. "Вместо того чтобы возмущаться комментариями президента Франции, важно быть готовым к худшему", - объясняет глава генштаба.

Дискуссия продолжается и в экспертной среде.

Причем речь идет не о том, стоит ли это делать , а о том, когда именно военное участие будет оправдано .

Авторитетный французский эксперт безопасности Пьер Арош, в частности, видит сценарии, при которых может понадобиться присылать в Украину действительно значительный военный контингент, если ситуация на поле боя изменится настолько, что поражение Украины станет возможным сценарием.

"Нам нужно быть готовыми к дальнейшим шагам, если сложится ситуация, когда все может провалиться, – пояснил он, приведя одну из гипотетических ситуаций. – Например, если Украина когда-нибудь решит, что военные действия нужно прекратить, то наши войска могут стать гарантом того, что это не приведет к поражению Украины.

Тогда ввод войск станет способом поддержать Украину в процессе переговоров".

Впрочем, сейчас основной вариант, который приходится слышать от французских чиновников, в том числе в разговорах не под запись – это возможное участие ограниченного контингента для учений в Украине или для действий, связанных с восстановлением поврежденной военной техники.

А публично в МИДе говорят, что цель – создать для России ситуацию, когда она не будет знать, не появятся ли военные НАТО на украинской территории уже вскоре.

"Президент предлагает добавить неопределенности", – пояснил на форуме Брис Рокуфой, директор по вопросам континентальной Европы французского МИД, предостерегая при этом от завышенных ожиданий.

"Этот процесс будет продолжаться, он переходит в другие институции. Но он не будет "геймчейнджером", потому что нет какого-то одного шага, который изменит правила игры в войне. И важнее всего предоставлять Украине все то оружие, которое ей нужно сейчас", – заявил дипломат.


Коалиция решительных


Во всяком случае, следует признать, что Франция в этой дискуссии действительно стала европейским лидером.

И не только на фоне суперосторожного Шольца.

По оценке Александра Сушка, директора фонда "Возрождение", среди всех стран ЕС Франция за последнее десятилетие произвела наиболее сногсшибательные изменения в своем стратегическом видении мира и Европы. Причем – в пользу Украины. "И хотя эти изменения были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами, это стали, а не ситуативные изменения мировосприятия", – считает он.

А еще на форуме прозвучал и сразу прижился точный термин, объединяющий неформальную группу стран, двигателем которой является инициативность Франции.

"Франция вошла в фазу смелости. Сейчас формируется "коалиция решительных", и Франция может ее возглавить",

– заявила еще на открытии форума руководитель центра "Новая Европа" Алена Гетьманчук.

И действительно, как уже говорилось в начале статьи, Франция не стремится добиться нереального консенсуса относительно своих революционных идей ни в Альянсе (это невозможно, ведь администрация Байдена нервничает от каждого упоминания о таком), ни даже в его европейской части (помним о Шольце , а тем более об Орбане из Фицо).

В Париже же поставили цель объединить тех, кто готов к смелым шагам.

Численность этой "коалиции решительных" постепенно растет.

Да, сначала Чехия публично выступила против , но сейчас приходится слышать, что она постепенно смягчает позицию. Норвегия сначала была скептической, а после министерской встречи в Брюсселе на этой неделе норвежский министр заявил, что не исключает военную миссию.

Так что лидерские амбиции Франции сработали.

А также партнеров подталкивает к действиям понимание того, что ситуация в Украине действительно тяжелая. И попроще не будет. Форум Украина – Франция стал еще одной возможностью объяснить это в Париже.

Самое откровенное было выступление Михаила Гончара, президента Центра глобалистики "Стратегия XXI".

"Россия осуществляет в Харькове операцию "Алеппо", когда этот город длительное время разрушали, не различая гражданскую и военную инфраструктуру. Так, в Харькове авиаударами уже разрушена система энерго- и теплоснабжения, она не подлежит восстановлению, а построить новую за оставшийся период". до начала отопительного сезона, невозможно. Россия расстреливает Харьков, ведь при Алеппо и при Мариуполе ей ничего не было. Другие города из "расстрельного списка" – Одесса, Запорожье, Днепр, Кривой Рог", – объяснял Гончар французским чиновникам и экспертам.

Очевидно, что эти действия РФ не будут остановлены запланированным введением тренировочной миссии или иного типа военного контингента.

Но так же понятно, что будет продолжать снабжение оружием теми темпами, которые есть сейчас – недопустимо.

События требуют задуматься о смене парадигмы. "Стирание красной линии" по военному участию государств НАТО – один из элементов такого изменения. Но это будет признаком того, что в Европе действительно существует коалиция решительных государств, которые понимают цену поражения Украины и готовы на смелые шаги, чтобы ее не допустить.

Смотрите также видео о том, как относится к инициативе Макрона французское общество:


 
Автор: Сергей Сидоренко,
редактор "Европейской правды", из Парижа

Komentarų nėra: