«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, gruodžio 07, 2022

Trašos. Aммиак через Одессу

 

МИД: Россия не пойдет на размены в вопросе возобновления экспорта аммиака

07.12.2022, 14:57 kommersant

Заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко заявил, что снятие ограничений на вывоз российских удобрений предусмотрено зерновой сделкой. Он подчеркнул, что Россия не готова ни на какие размены в вопросе возобновления экспорта аммиака.

«Нет, никаких разменов. Потому что никакие размены в текстах этих документов не указаны. Мы исходим из того, что эти договоренности, эти обещания должны быть выполнены. Это часть пакета. Должны быть сняты все политические препятствия, которые делают невозможным достижение какой-либо договоренности о поставках аммиака»,— сказал господин Грушко в ходе форума «Примаковские чтения» (цитата по «РИА Новости»).

Он заявил, что Россия требует, в первую очередь от генерального секретаря ООН, соблюдения прописанных в зерновой сделке договоренностей о снятии санкций на вывоз российского аммиака.

Россия, Украина, Турция и ООН заключили зерновую сделку 22 июля. Соглашение предусматривало обеспечение безопасного вывоза зерна из украинских портов для недопущения глобального продовольственного кризиса. Российская сторона неоднократно критиковала реализацию сделки и сохранение экспортных ограничений для зерна из РФ. 2 ноября Россия вернулась к участию в соглашении — спустя пять дней после выхода из него, после атаки дронов на российские корабли в Севастополе.

17 ноября президент Украины Владимир Зеленский сообщил о продлении зерновой сделки на 120 дней. 23 ноября Владимир Путин объявил о планах обсудить с ООН возобновление работы аммиакопровода Тольятти—Одесса. Господин Зеленский заявил, что транзит российского аммиака через Украину возможен только при условии обмена пленными по формуле «всех на всех». 1 декабря в ООН сообщили о скором достижении договоренности по экспорту российского аммиака через Украину.

Подробнее — в материале «Ъ» «А зерно плывет».

Эрдни Кагалтынов



Первое судно с российскими удобрениями отправилось из Европы в Африку

29.11.2022, 17:19 kommersant

Официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик сообщил, что первое судно с 20 тыс. тонн российских удобрений на борту вышло из порта Нидерландов в Африку. Всего Россия планирует безвозмездно передать на гуманитарные нужды 260 тыс. тонн удобрений, застрявших в европейских портах.

«Первая партия — 20 тыс. тонн удобрений — отправилась из Нидерландов на зафрахтованном судне MV Greenwich сегодня и направляется в Малави через Мозамбик»,— сообщил офис генсека ООН.

В октябре президент России Владимир Путин после разговора с президентом Мали заявил о готовности безвозмездно передать 300 тыс. т удобрений, которые были заблокированы в странах Евросоюза.

Россия и Украина заключили зерновую сделку при посредничестве Турции и ООН 22 июля. Одним из основных условий российской стороны в рамках соглашения было снятие экспортных ограничений для российских удобрений. В конце октября Россия вышла из сделки. В российском Минобороны объяснили это решение атакой дронов на российские корабли в Севастополе. 2 ноября Россия вернулась к соглашению.

23 ноября Владимир Путин заявил о планах обсудить с ООН возобновление работы аммиакопровода Тольятти—Одесса. Президент Украины Владимир Зеленский в качестве условия для разрешения на транзит российского аммиака через одесский порт называл обмен пленными по формуле «всех на всех».

Анастасия Ларина



Удобрения от террористов и зерновой коридор. На Украину давят, чтобы дать России вывозить свой аммиак через Одессу


Что дали Украине зерновое соглашение и два месяца работы разблокированных портов. Может ли она быть продолжена и как это связано с экспортом аммиака из России.


ПЯТНИЦА, 30 СЕНТЯБРЯ 2022, 09:30 -ДАНА ГОРДЕЙЧУК / epravda
ЗАФРАХТОВАННОЕ СУДНО ООН BRAVE COMMANDER С ПЕРВЫМ ГРУЗОМ ГУМАНИТАРНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПШЕНИЦЫ 16 АВГУСТА ВЫШЛО ИЗ ПОРТА ЮЖНЫЙ

Два месяца назад черноморские порты снова заработали для вывоза украинской агропродукции. Соглашение, к которому представители бизнеса и аналитики к последнему относились скептически, продолжает работать. Несмотря на регулярные провокации россиян.

Два месяца действия коридора – более половины предусмотренного срока действия соглашения. Зерновое соглашение было подписано в Стамбуле 22 июля и действует 120 дней со дня подписания до 19 ноября. В конце концов ее могут автоматически продлить и после этого срока. 

Если одна из сторон-подписантов не сообщит о желании ее изменить или разорвать.

Между тем, президент РФ Владимир Путин публично заявляет о желании ограничить направления вывоза зерна из Украины "зерновым коридором", а россияне активизируют атаки на Одессу и черноморские порты. 

Наряду с этим ООН оказывает давление на Киев, чтобы дать России дополнительную выгоду от инициативы – позволить ей экспортировать свой аммиак через Одессу.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш с министром инфраструктуры Украины Александром Кубраковым в Одесском морском порту 19 августа 2022 года. / GETTY IMAGES

Что дал Украине "зерновой коридор": итоги

За два месяца из деблокированных черноморских портов вышли 238 судов из 5,5 млн. тонн агропродукции, из к оторых 3,7 млн. тонн – в сентябре. Для сравнения такой показатель выше, чем агроэкспорт всеми видами транспорта в июле.

Такие результаты оказались лучше, чем надеялись в Министерстве инфраструктуры и президент Владимир Зеленский. В начале сентября они заявляли об отправке морем на экспорт по итогам месяца 3 млн тонн агропродукции.


В настоящее время морской экспорт обеспечивает вывоз более половины агропродукции Украины за границу. Благодаря этому, если экспорт другими видами транспорта будет оставаться на августовском уровне, по итогам сентября аграриям удастся выйти на довоенную цифру около 6 млн. тонн всего экспорта агропродукции.

Почти половина из 5,7 млн. тонн аграрного экспорта морем за два месяца приходится на кукурузу, еще треть – на пшеницу. На третьей строчке расположилось подсолнечное масло.


Открытие морского сообщения для аграриев дало заметный финансовый результат. Только в августе благодаря работе портов бизнес получил почти 1 млрд долл. экспортной выручки, поступления которой до этого были существенно ограничены способностью наземной инфраструктуры и речных портов. В сентябре эта цифра явно выросла еще больше.

Из данных видно, что морские порты позволили компаниям существенно увеличить экспорт агропродукции. К примеру, один из крупнейших агроэкспортеров Украины, Kernel, благодаря морскому транспорту нарастил объем продаж за границу вчетверо. Этот фактор также позволил компании возобновить закупку продукции у аграриев, рассказал ЭП директор по логистике Kernel Николай Мирошниченко. 


Однако успехи первых месяцев не означают, что компании отказываются от выстроенных за полгода наземных логистических путей и речных портов.

"Мы работаем над увеличением темпов морского экспорта, но не отказываемся от всех других цепей поставки, чтобы иметь возможность перенаправлять экспортные потоки в случае необходимости", - рассказал Мирошниченко.

Кто покупает украинское зерно

В рамках соглашения, которое должно было предотвратить голод в странах Африки и Ближнего Востока, более трети судов отправились именно в страны этих регионов, в частности – в Египет, Йемен, Судан, Ливан и другие.

В Министерстве аграрной политики и продовольствия отмечают, что треть экспорта пшеницы направлена ​​именно в африканские страны.

Кроме того, четыре судна из более 120 тыс. тонн груза зафрахтовала ООН в рамках "Всемирной продовольственной программы". Два из них отправились в Эфиопию, еще по одному – в Афганистан и Йемен.


Половина общего экспорта продовольствия приходится на Европейский Союз – в страны региона отправили почти 2,5 млн. тонн продукции. В частности, торговыми партнерами Украины были Бельгия, Болгария, Франция, Германия и другие государства.

Хотя стабильный рост объемов экспорта сигнализирует, что рынок "поверил" в "зерновой коридор", судовладельцы все равно не спешат отправлять в Украину свои самые большие корабли.

Если до полномасштабной войны под загрузку украинской продукции преимущественно заходили балкеры грузоподъемностью 40 тыс. тонн и более, то после деблокады портов в среднем суда загружали 20-25 тыс. тонн продукции.


Хотя исключения также есть: например, в конце сентября Украина скачала судно MARAN EXCELLENCE типа кейпсайз. На нем отправили 115 тыс тонн ячменя, пшеницы и кукурузы – больше всего за время действия соглашения. В течение двух месяцев также случались суда грузоподъемностью от 30 тыс. тонн до 66 тыс. тонн.

Дальнейшему наращиванию морского экспорта будет способствовать постепенное удешевление стоимости фрахта судов и страхование грузов, которой направляются из Украины.

"Зерновой коридор" для российского аммиака

Полномасштабное российское вторжение повлияло не только на объемы агропродукции, попадающие на мировой рынок, но и на необходимые аграриям азотные удобрения. Ключевой составляющей для их производства является аммиак, цена которого напрямую зависит от стоимости газа. 

Рекордные цены на голубое топливо, вследствие сокращения поставок из России, привели к тому, что европейские компании вынуждены ограничивать производство удобрений , что приводит к их нехватке.

До недавнего времени доля на мировом рынке аммиака составляла 20%. В 2021 году россияне отправили на экспорт 4,4 млн. тонн этого газа. Около половины этих объемов транспортировалось в украинский порт "Южный" через аммиакопровод "Тольятти-Одесса". Транзит прекратился 24 февраля по понятным причинам.

В середине сентября стало известно, что ООН начала переговоры с Киевом по возобновлению транзита аммиакопроводом . Мол, увеличение поставок аммиака на мировой рынок может снизить цены на него и ослабить риски продовольственного кризиса в ряде стран.

"Нам очень нужны российские удобрения в момент, когда мы наблюдаем кризис рынка удобрений. Во многих частях света люди не сеют всю землю, которая у них есть, из-за нехватки удобрений", – заявил генсек ООН Антониу Гуттереш.

Справка . Аммиакопровод "Тольятти-Одесса" протяженностью 2,4 тыс км служит транзитным маршрутом для экспорта российского аммиака через порт "Южный" в Одесской области.

В РФ он берет начало из города Тольятти, где загружает аммиак производства ПАО "Тольяттиазот" российского олигарха Дмитрия Мазепина и АО "Минудобрения" олигарха Аркадия Ротенберга в г. Россошь.

В Украине аммиакопровод проходит через восемь областей и имеет протяженность более 1 тыс. км. Кроме транзитного маршрута из РФ, протяженностью 817 км, до 2014 года работала также ветвь "Горловка-Одесса" протяженностью 200 км, по которой аммиак транспортировался с завода "Стирол" Дмитрия Фирташа.



По данным оператора украинской части аммиакопровода "Укрхимтрансаммиак", в 2021 году транзит аммиака составлял 2,3 млн. тонн, а за неполные два месяца 2022 года - 370,6 тыс. тонн. От предоставления услуг украинская компания в прошлом году получила 2,9 млрд грн, а в государственный бюджет поступило 1,2 млрд грн в виде ренты.

Из "Южного" российский аммиак экспортировался дальше в Северную Африку (Марокко), Турцию, Индию, Евросоюз (кроме стран Балтии), рассказали ЭП в аналитической компании Barva Invest. Производство агропродукции в этих странах, пишет Reuters, ООН рассматривает как один из путей ослабления продовольственного кризиса .

Кому выгоден запуск аммиакопровода

При условии, что средняя цена аммиака в 2021 году составляла 700 долларов за тонну, РФ могла заработать от экспорта через Украину около 1,6 млрд долларов.

В этом году стоимость аммиака возросла и на конец сентября составила около 1000 долл. за тонну на условиях поставки FOB (ответственность за груз ложится на покупателя с момента размещения груза на борту судна). Если до 24 февраля аммиакопроводом прокачивали в среднем до 200 тыс. тонн газа в месяц, в случае возобновления транзита РФ будет получать около 200 млн долл. выручки ежемесячно. 


Однако желание России разблокировать транзит обусловлено не ростом цен на аммиак, ведь при низкой себестоимости производства страна в любом случае будет иметь большие или меньшие доходы.

"Ситуация сходна с газом, который они периодически сжигают , поскольку его некуда девать. В РФ есть избыточные мощности производства аммиака, то есть они могут, и фактически производят, гораздо больше, чем потребляют. Как следствие, РФ необходима элементарная возможность сбыта, чтобы производство не простаивало, люди работали и получали зарплаты", – объясняет аналитик Barva Invest Константин Кинжалов.

На это указывают и сами россияне. Так, по словам российского экономиста Леонида Хазанова, цитируемого российским СМИ Коммерсант, с апреля производство аммиака сократилось до 1,3 млн тонн в месяц, а избыток сохраняется на складах.

Помимо желания способствовать улучшению ситуации с доступностью удобрений, в ООН понимают риск того, что Россия может саботировать зерновое соглашение. Следовательно, ищут способы этого избежать.

Генсек ООН Гуттереш ранее заявлял, что возобновление транзита создаст условия для продления зернового соглашения. А основания полагать, что россияне могут ее через два месяца разорвать, достаточно – Путин дважды публично ставил "под вопрос" условия зерновой инициативы .

Безопасно ли запускать аммиакопровод

Основной угрозой при восстановлении транзита аммиака является опасность, которую вещество представляет для людей. Аммиак – это бесцветный газ с резким запахом, пары которого образуют с воздухом взрывоопасные смеси. Он ядовит для человека , поражает глаза и дыхательные пути, вызывает раздражение кожи и слизистых, а в большой концентрации может быть смертельным.

За семь месяцев полномасштабной войны действия оккупантов уже привели к аварии на аммиакопроводе "Тольятти-Одесса" в Бахмутском районе . Правда, поврежденная ветвь не использовалась с 2014 года, и утечка оказалась незначительной.

Президент Владимир Зеленский уже высказал свою позицию по поводу призывов возобновить транзит аммиака из РФ. Он заявил, что против таких поставок и делал бы это " только в обмен на наших пленных ", что и предложили в ООН.

В конце концов, говорят в "Укрхимтрансаммиаке", о возобновлении транзита аммиака можно говорить только "после принятия военно-политического решения на условиях Украины" и предоставления международных гарантий для прекращения боевых действий в радиусе 2,5 км от аммиакопровода по всей протяженности его маршрута до Одесского припортового. завода. Остальные условия безопасности и так предусмотрены зерновым соглашением – в частности, по ненападению на портовые сооружения.

С технической точки зрения магистральный аммиакопровод находится в трудоспособном состоянии. В нем поддерживается необходимое внутритрубное давление, а подземная и наземная технологическая инфраструктура практически не повреждена. В то же время из-за попадания обломков от ракетных обстрелов некоторые технологические участки магистрали нуждаются в незначительном ремонте, добавляют в "Укрхимтрансаммиаке". 

Komentarų nėra: