Mano archyvai, konspektuoju karą, sau. Puslapis ne komercinis.
«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»
Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии
ketvirtadienis, birželio 23, 2022
Eurointegracija. Aнкетa-опросник. Европарламент поддержал кандидатский статус для Украины и Молдовы
Иначе и быть не могло. Украина вступает в ЕС. Но сначала ЕС вступает в Украину. Война пришла в Европу. Пришло время доблести и лишений. Время учиться у украинцев. https://t.co/F4Z1dRwOST
Not white but clear yellow-blue smoke from Brussels: Ukraine is officially an EU candidate country! It is one of the most geopolitically loaded days of my life, as important as 1991 and 2004. 🇺🇦🇪🇺 pic.twitter.com/uR6ZMa93qo
Президент обратился к участникам саммита ЕС после предоставления Украине статуса кандидата на членство
2022-06-23 Офис Президента Украины
«Украинские и европейские флаги будут вместе и тогда, когда мы будем отстраивать нашу страну после этой войны. И сегодня я хочу поблагодарить отдельно и именно в рамках нашего совместного заседания – саммит всех лидеров Европы... Хочу поблагодарить наших героев – каждого и каждого, кто с оружием в руках защищает независимость Украины и свободу Европы». Владимир Зеленский обратился к участникам саммита ЕС после предоставления Украине статуса кандидата в членство.
Европейский парламент в четверг принял резолюцию с призывом предоставить статус кандидата на членство в Европейском Союзе для Украины и Молдовы, а также поддержать европейскую перспективу Грузии.
Как сообщает "Европейская правда", об этом сообщила пресс-служба Европарламента.
Резолюцию поддержали 529 депутатов Европарламента, против высказались 45, еще 14 - воздержались.
В документе парламентарии призывают Европейский совет предоставить Украине и Республике Молдова статус кандидата в ЕС "безотлагательно". То же рекомендуется для Грузии, "когда ее правительство выполнит" приоритеты, указанные Европейской комиссией.
В контексте жестокой российской захватнической войны против Украины этот шаг будет приравниваться к демонстрации лидерства, решительности и видения, говорят евродепутаты. Они настаивают на том, что не существует "быстрого пути" для членства в ЕС и что вступление остается структурированным и основанным на заслугах процессом, требующим выполнения критериев членства в ЕС и зависит от эффективного внедрения реформ.
Парламент приглашает власти Украины, Республики Молдова и Грузии "недвусмысленно продемонстрировать свою политическую решимость реализовать европейские амбиции своего народа", ускорить реформы с целью скорейшего эффективного выполнения критериев членства в ЕС.
В резолюции отмечается, что нет альтернативы расширению, которое является "более чем когда-либо геостратегической инвестицией" в стабильный, сильный и объединенный ЕС.
Перспектива полноправного членства в ЕС для стран, стремящихся стать членами ЕС, отвечает собственным политическим, экономическим интересам и интересам безопасности Европейского Союза.
Депутаты Европарламента также требуют, чтобы процесс расширения был "возобновлен" и разблокирован в отношении Западных Балкан.
Резолюция рекомендательна, но Европейский совет почти наверняка примет положительное для Украины решение, о чем в четверг утром объявил глава Евросовета Шарль Мишель.
Напомним, 17 июня Европейская комиссия обнародовала свое заключение, в котором рекомендовала признать европейскую перспективу Украине и предоставить нашему государству статус кандидата на вступление в сообщество.
В проекте подготовленных выводов заседания говорится, что "Европейский совет принял решение о предоставлении статуса страны-кандидата Украине и Республике Молдова".
Украина подала заявку на членство в ЕС 28 февраля 2022, на пятый день полномасштабного вторжения России.
В ЕС отмечают, что официальные переговоры с кандидатами начнутся после выполнения ими условий, указанных в выводах Еврокомиссии по поводу заявок на членство.
Стамбульская конвенция – международное соглашение Совета Европы. Она подписана 45 странами и Европейским Союзом. Украина присоединилась к ней в 2011 году, но конвенция до сих пор не ратифицирована Радой.
Предпринятая в 2016 году попытка провалилась из-за прописанных в документе понятий "гендер" и "сексуальная ориентация", которые государство обязуется защищать.
Это рассматривается многими как подготовка к признанию однополых браков.
Стамбульская конвенция была подписана Украиной еще в 2011 году, но до сих пор не ратифицирована.
Президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект о ратификации Конвенции Совета Европы о предотвращении домашнего насилия, известной также как Стамбульская конвенция.
Информация о документе обнародована на сайте парламента.
По данным источников "Европейской правды", депутаты Рады могут рассмотреть законопроект уже 20 июня.
Требование ратификации Стамбульской конвенции непублично озвучивалось некоторыми государствами-членами ЕС как предпосылка утверждения статуса кандидата на членство в Евросоюзе.
Стамбульская конвенция была подписана Украиной еще в 2011 году, но до сих пор не ратифицирована из-за протестов церквей и консервативных политиков против употребленного в ней термина "гендер".
Что такое Стамбульская конвенция
Стамбульская конвенция или Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашнего насилия - международное соглашение, впервые подписанное в 2011 году. Это первый подобный документ, который юридически обязывает создать правовую базу для борьбы с насилием в отношении женщин.
Страны, присоединившиеся к конвенции, должны криминализировать психологическое насилие, преследование, физическое и сексуальное насилие, принудительный брак, принудительные аборты и стерилизацию.
Документ подписали 46 стран и Евросоюз. Однако еще 11 из них, в том числе Украина не ратифицировали это соглашение.
Как сообщал УНИАН, в марте 2021 года Турция вышла из Конвенции Совета Европы о предотвращении и противодействии насилию против женщин и домашнему насилию. Соответствующий указ подписал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
С учетом заявления лидеров ключевых стран Франции, Германии и Италии о готовности поддержать украинскую заявку положительное решение весьма вероятно.
Однако, как и сообщала "Страна", к статусу прилагаются несколько условий, от выполнения которых зависит, разрешат ли Киеву начать предметные переговоры о вступлении.
По сути это ультиматум.
Время на выполнение этих шагов ЕК дала до конца 2022 года. Опять-таки последнее слово здесь будет за руководителями стран, входящих в ЕС, и еврочиновниками. Именно они будут определять, справилась ли с заданиями Украина или нужно еще поработать.
Другими словами, даже этот участок пути Украины в ЕС может оказаться излишне долгим.
Подробности - в материале "Страны".
Красноречивый наряд Урсулы
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен огласила на пресс-конференции в Брюсселе 17 июня рекомендации ЕК по статусу кандидата на вступление в ЕС для Украины. Комиссия рекомендует Евросовету предоставить Украине кандидатский статус с учетом того, что страна проведет ряд важных реформ.
"Украина четко показывает приверженность жить в соответствии с европейскими ценностями и стандартами и вступила еще до войны на путь в направлении ЕС", - написала фон дер Ляйен в своем микроблоге в Твиттере.
На пресс-конференцию она пришла в желтом пиджаке поверх синей блузы (цвета украинского флага).
Лидеры глав государств - членов блока, из которых состоит Евросовет, рассмотрят украинскую заявку на саммите 23-24 июня.
Во время визита в Киев 16 июня президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц и премьер-министр Италии Марио Драги заявили, что их страны проголосуют за кандидатство.
Это, несомненно, будет весомым аргументом для других стран поддержать Киев, а вообще решение должно быть единогласным, в чем, впрочем, мало сомнений - опять-таки из-за позиции Парижа, Берлина и Рима, а также активной поддержки со стороны Польши и стран Балтии.
Фон дер Ляйен заявила, что статус в случае положительного голосования будет предоставлен с рядом требований, созвучных с курсом реформ, взятых Украиной. Только когда Киев закончит со всем перечнем, можно будет вести разговор о начале переговоров о присоединении к ЕС.
"Остается выполнить важную работу по части верховенства закона, олигархов, антикоррупции и фундаментальных прав. Судить будем по достижениям. Так что прогресс зависит полностью от Украины", - уточнила президент ЕК в своем микроблоге в Твиттере.
Кстати, "украинский" подход у Комиссии присутствует и к заявке Молдовы: статус сейчас плюс условия для дальнейшего продвижения.
А вот Грузии придется сначала заняться реформами, по итогам которых могут предоставить кандидатство. Украина подала заявку на вступление в ЕС спустя четыре дня после начала вторжения России 24 февраля. Вскоре примеру Киева последовали Кишинев и Тбилиси.
Список условий для Украины, перечисленных в документе Еврокомиссии, опубликовал в своем Телеграм-канале глава Офиса президента Андрей Ермак. Разберем некоторые из них подробно.
Чего хочет Евросоюз
1. Приведение в соответствие с рекомендациями Европейской комиссии за демократию через право (или Венецианской комиссии) законодательства о Конституционном суде, прежде всего в части, касающейся "предварительного отбора судей на основе оценки их добродетельности и профессиональных навыков".
По всей видимости, речь идет о нескольких заключениях "Венецианки" о конкретных законопроектах и вообще законодательной работе, связанной с КСУ. Напомним, осенью 2020-го в Украине возник конституционный кризис из-за решения КСУ признать противоправной норму об уголовной ответственности для чиновников за недостоверное декларирование имущества. Это часть антикоррупционого законодательства, пролоббированного и тщательно оберегаемого Западом.
Действия КСУ были там восприняты как покушение на всю систему борьбы с коррупцией. На негодование был вынужден реагировать президент Владимир Зеленский, который заявил об "угрозе нацбезопасности" и внес в Верховную Раду спорный законопроект о досрочном прекращении полномочий судей КСУ и признании их решения недействительным. Документ не дошел до сессионного зала, однако ситуация породила противостояние между Зеленским и главой КСУ Александром Тупицким, который в итоге был вынужден покинуть свое кресло и отправиться в бега (а еще ситуация охладила отношения с тогдашним спикером Дмитрием Разумковым, что стоило тому должности).
Сам суд с того момента толком не работает.
Запад воспользовался моментом, чтобы попытаться подчинить своему влиянию Конституционный суд, как, впрочем, и всю судебную систему Украины. К этому мы еще вернемся при разборе других рекомендация Еврокомиссии.
Так вот, во время кризиса парламент несколько раз обращался в Венецианскую комиссию с просьбой дать свое видение разрешения ситуации с Конституционным судом. Среди нескольких рекомендаций ВК был и совет обновить процедуру отбора судей в КСУ, перепоручив ее новому контрольному органу с включением в него международных экспертов (определяемых западными странами), который бы оценивал кандидатов не только с точки зрения их подготовки и опыта, но и наличия "высоких моральных качеств и добропорядочности".
Правда, на Банковой были свои виды на Конституционный суд, поэтому конкретно этой идее "Венецианки" хода не было. Теперь все может измениться. Стоит ожидать большой законодательной работы по части КСУ, работа которого сейчас регламентируется Конституцией и профильным законом.
"Нам не хватает закона о конституционной процедуре сейчас и изменений в Конституцию в части статуса КСУ после победы", - ответила на вопросы "Страны" в комментариях на своей странице в Фейбсуке замглавы правового комитета, представитель парламента в КСУ Ольга Совгиря ("Слуга народа").
2. Завершение проверки добропорядочности кандидатов в члены Высшего совета правосудия (ВСП, орган, который увольняет судей и в целом управляет судебной системой) и отбор кандидатов в Высшую квалификационную комиссию судей (ВККС, орган, который набирает судей).
Здесь мы имеем дело с требованием продолжить так называемую судебную реформу, продвигаемую Западом и призванную, как уже было сказано, перевести судебную систему Украины под его контроль. "Страна" писала о баталиях в парламенте и вокруг него из-за законов, вводивших "международников" в состав структур, отбирающих членов ВСП и ВККС.
Добропорядочность кандидатов для ВСП проверяет Этический совет.
Новый состав ВККС отбирает Конкурсная комиссия. В обоих органах решающий голос - у приглашенных международных экспертов (утвержденных западными структурами). После вторжения России Этический совет не проводил собеседования несколько месяцев, но уже вернулся к работе.
Комиссия же фактически прекратила деятельность, конкурс в новый состав ВККС остановлен. Судя по рекомендациям ЕК, такая затяжка процесса европейцам не по нраву.
И они ждут возобновления и ускорения работы по направлениям ВСП и ВККС. Впрочем, до войны этот процесс активно (хотя и не гласно) тормозился властями, которые не хотели терять контроль над судебной системой.
А война стала удобным поводом, как видим, частично оставить процесс. Поэтому требования ЕК вряд ли будут исполняться властями с большим рвением.
3. Усиление антикоррупционной борьбы, особенно на высоком уровне, путем инициативных и результативных расследований и убедительного следствия и наказания; завершение отбора и назначение нового директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) "путем утверждения определившегося победителя конкурса".
По этому пункту противоречий между тем, чего хотят в Европе, и на что настроены украинские власти еще больше.
До войны Запад и связанные с ним "антикоррупционные активисты" и структуры в Украине жестко критиковали Офис президента за затягивание утверждения результатов конкурса в САП, на котором победил детектив НАБУ Клименко, на которого делали ставку на Западе.
Но Банковая не торопилась это делать, так как не была заинтересована в установлении полностью ориентированной на Запад вертикали антикоррупционных органов - НАБУ-САП-Высший антикоррупционный суд, которая могла быть использована для удара по представителям самой власти через возбуждения уголовных производств по коррупционным делам. Без действующего же руководителя ЧАП контроль над этим важным органом фактически осуществляет генпрокурор Ирина Венедиктова - человек из команды Зеленского.
И эту удобную ситуацию на Банковой менять не хотели до войны и, тем более, вряд ли захотят менять и сечас. Но, как видим, среди требований Евросоюза вопрос по САП значится, а потому его так просто игнорировать уже не получится.
Также как и ситуацию по НАБУ, которое оказалось без директора в апреле этого года, когда закончился срок полномочий у главы НАБУ Сытника. Конкурс по новому начальнику к тому времени так и не был проведен, а потому НАБУ сейчас руководит и.о. - первый заместитель директора Гизо Углава.
С учетом прописанных в законе условий конкурсного отбора (с определяющей ролью международных экспертов) на эту должность также с большой долей вероятности придет человек, ориентированный на западные структуры. И, таким образом, Запад установит полную управляемость антикоррупцонной вертикали - начиная от открытия уголовного дела и заканчивая приговором суда. При условии, конечно, если будут проведен конкурс по главе НАБУ и будет утвержден руководитель САП.
И пока непонятно как в такой непростой ситуации поступят власти. С одной стороны, очень большие риски для многих соратников Зеленского получить целый вал уголовных дел (с последующими приговорами). С другой стороны - все таки требование для вступления в Евросоюз. С третьей - на дворе война. А потому, не исключено, что Банковая и тут попытается как-то потянуть процесс.
"По всей видимости, данное условие следует понимать как требование назначить в руководство САП и НАБУ конкретных персон под старые задачи. До вторжения власть еще могла возражать в непубличной дискуссии, что закрепление обеих должностей за одной стороной приведет, мол, к нарушению паритета и законсервирует уровень эффективности антикоррупционной борьбы. Напомню: аудит работы НАБУ под руководством Артема Сытника за семь лет работы так не был проведен, да и реальный контроль за деятельностью бюро отсутствовал как у парламента, так и общества. В нынешних условиях выполнение требования Евросоюза может ограничиться учетом кадровых предложений, а не повышением эффективности антикоррупционной системы, в том числе НАБУ и САП", - комментирует "Стране" народный депутат восьмого созыва Игорь Попов, который входил в состав антикоррупционного комитета Рады.
4. Приведение в соответствие законодательства по борьбе с отмыванием денег со стандартами Группы по финансовым мерам (FATF); принятие комплексного стратегического плана реформирования всего правоохранительного сектора как части среды безопасности Украины.
Речь, очевидно, идет об ужесточении законодательства по борьбе с отмыванием денег, а также с проверкой их происхождения. Украинские законы в этом плане куда менее жесткие, чем европейские. Плюс у нас существует огромный черный рынок, на котором царствует "черный нал", а также "серый рынок" - когда люди получают платежи за работу и услуги, а также нелегальные зарплаты на свои банковские карты, но эти доходы не декларируют и налоги с них не платят.
В Европе так не полагается, а потому с этой вольницей, наверняка, Киеву прикажут покончить.
Другой вопрос - решатся на это украинские власти, учитывая возможное недовольство населения и нарастающий социально-экономические проблемы в стране на фоне войны.
5. Запуск "антиолигархического" закона, однако предварительно его нужно изменить, как предлагает Венецианская комиссия.
Вокруг закона об олигархах сейчас царит оживление из-за анонса президентского указа о создании реестра олигархов, сделанного секретарем Совета национальной безопасности и обороны Алексеем Даниловым в интервью "Лиге". На момент публикации этой статьи указа еще не было, хотя, согласно нормам закона, он должен был появиться еще в конце мая.
А потому не исключено, что о реестре вспомнили как раз в связи с появлением списка требований от Еврокомиссии.
Политолог Руслан Бортник связывает пункты об олигархах и FATF, считая, что на самом деле второй тоже направлен не в последнюю очередь против украинского олигархата.
"Конкретно эти требования ЕС задуманы для уменьшения влияния наших олигархов, чтобы убрать в их лице конкуренцию европейской бюрократии и бизнесу в Украине. Но еще кандидатство может означать выделение Киеву десятков миллиардов долларов, за которыми с учетом украинской специфики нужен глаз да глаз. Поэтому европейцы требуют отдать им контроль за антикоррупционной и судебной системами, вообще усилить их присутствие в секторе экономической безопасности", - комментирует политолог Бортник "Стране".
Но тут важный момент, что в Европе, судя по идущим оттуда сигналам, борьбу с олигархами могут видеть несколько по иному, чем на Банковой. Если Офис президента хочет, чтоб определение кто олигарх, а кто нет находилось в руках СНБО (то есть, в руках Зеленского) и это стало бы рычагом влияния власт на крупный бизнес. То на Западе скорее видят этот процесс как активизацию работы антимонопольного комитета, а определение кто олигарх, а кто нет, могут захотеть перепоручить какому-либо подконтрольному себе органу (например НАПК) и международным экспертам.
6. Адаптирование европейского аудиовизуального законодательства и создание независимого медиарегулятора.
Глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко в комментарии "Стране" разъяснил, что имеется в виду имплементация директивы ЕС об аудиовизуальных медиауслугах для украинского рынка СМИ. Эта директива действует с 2010 года во всех государствах - членах ЕС и регулирует деятельность медиа-сферы.
Принятие закона об аудиовизуальных услугах также является обязательством Украины в рамках Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
"Директива ЕС - большой и довольно сложный документ, который регулирует деятельность прежде всего телевидения и радио. Его первоочередная цель - защищать авторские права, а также обеспечивать баланс между доступом к онлайн-сервисам, защитой прав потребителей и поддержкой конкурентной среды в медиа", - объясняет Томиленко.
В Украине эту директиву уже пытались имплементировать несколько раз. Работа над законопроектом об аудиовизуальных услугах шла с 2012 года. При президенте Петре Порошенко разработкой законопроекта об аудиовизуальных услугах занималась народный депутат Виктория Сюмар ("Народный фронт"), которая возглавляла профильный комитет Верховной Рады. Однако закон так и не приняли.
Уже при Зеленском появился новый законопроект о медиа. Половина документа как раз касалась регулирования аудиовизуальных услуг и внедряла нормы директивы ЕС. Однако вторую половину законопроекта серьезно критиковало украинское медиасообщество: туда законодатели из "Слуги народа" вписали систему высоких штрафов, которые единолично смог бы назначать Нацсовет по вопросам телерадиовещания, и возможность блокировать онлайн-медиа и телеканалы. На данный момент этот законопроект тоже не принят.
"Имплементацию самой директивы ЕС об аудиовизуальных медиауслугах мы поддерживаем. Это общие правила игры Европы. Но в Украине те обязательства, которые должны внедрить все страны ЕС, не были приняты. Сейчас они существуют как часть законопроекта о медиа. Его авторы взяли нормы директивы ЕС и добавили туда расширенные полномочия Нацрады не только над теле- и радиосферой, но и над онлайн-медиа и над печатными СМИ - против чего и выступало много медийщиков. То есть сделали такой украинский микс. Лучшим форматом для Украины была бы регистрация отдельного законопроекта, который бы имплементировал только нормы директивы ЕС", - настаивает Томиленко.
7. Завершение реформы законодательной базы по правам национальных меньшинств согласно рекомендациям Венецианской комиссии и разработка механизмов ее внедрения.
"Страна" уже писала о том, что Веницианская комиссия жестко раскритиковала действующее языковое законодательство Украины, с точки зрения соблюдения прав нацменьшинств. В том числе отдельно отмечались дискриминационные нормы относительно русского языка. Комисси рекомендовала серьезно либерализовать языковые законы.
Как будет выполнять власть или парламент данную рекомендацию в условиях войны с Россией не очень понятно. И в мирное время любые попытки ослабить украинизацию вызывали огромную волну "зрады", под которой власти отступали. А сейчас так и подавно.
Однако не факт, что отмахнуться от этого пункта Украине будет легко. Так как на нем, наверняка, будет настаивать Венгрия (член Евросоюза), уже давно критикующая Киев за языковую политику и ущемление прав венгероязычного меньшинства.
А без голоса Венгрии ЕС не утвердит выполнение Украиной "домашнего задания".
Без разговоров под козырек
Итак, как видим, выполнить большинство этих требований власти будет очень непросто.
Готова ли Банковая приложить для этого реальные усилия?
Политолог Бортник считает, что да: у Евросоюза будет "кнут" - например, срок исполнения до конца 2022 года, о чем европейцы будут постоянно напоминать, - и "пряник" - обильное финансирование, положенное кандидату. Другое дело, что требуемые законы могут принять, но по факту затем процесс саботировать. Тем более, всегда можно сослаться на обстоятельства военного времени.
"Не думаю, что будут серьезные проблемы с заданиями. У Украины богатый опыт выполнять, а потом саботировать. И вполне возможно, это будет к вящему удовольствию обеих сторон. Европа получит отличный повод отложить заявку Киева до лучших времен, чему будут рады часть государств - членов блока. Не стоит забывать, что во время горячей фазы войны с Россией выполнение условий ничего не решает. Евросоюз не готов включиться в боевые действия, что вполне вероятно в случае максимального сближения Украины и ЕС. Более того, даже замораживание конфликта не изменит положение вещей, потому что нет стопроцентной гарантии, что Россия в любой момент его не "разморозит", - говорит Бортник.
А вот политолог Андрей Золотарев полагает, что в этот раз Запад дожмет украинскую власть до полного прохождения программы.
"Западные политики в курсе, что в Украине научились говорить одно, а делать несколько иное. Однако в этот раз, поскольку Киев вступил в недвусмысленные отношения с ЕС и принял обязательства, будут дожимать предельно жестко. И, думаю, дожмут. Другое дело, к чему это приведет вкупе с обнулившейся экономикой и массовым исходом людей за границу. Но краник для наполнения бюджета в партнерских руках. Наша зависимость от Запада радикально выросла во время войны", - говорит эксперт.
Правительство анонсировало подключение Украины к роумингу и единой зоне платежей ЕС
Украина планирует присоединение к роуминговому пространству Европейского Союза и единой зоне платежей в европейской валюте SEPA.
Об этом на заседании правительства Украины рассказал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль.
— Еще два проекта интеграции, которые мы активно продвигаем и планируем вскоре выйти на результат – это присоединение Украины к роуминговому пространству ЕС и единой зоне платежей в европейской валюте SEPA. Первое позволит совершать звонки между ЕС и Украиной без дополнительных расходов, а также позволит украинцам пользоваться мобильным интернетом по домашним тарифам. Второе — присоединение Украины к Единой зоне платежей — может состояться уже летом и позволит делать переводы в евро без комиссий, — пояснил глава украинского правительства.
Он отметил, что Кабинет министров активно внедряет европейские правила фактически в каждом секторе экономики и сфере общественных отношений.
– Вступление Украины в ЕС – это наша ключевая геополитическая цель на ближайшие годы. Для этого нам не нужно 15 лет. Многие европейские лидеры это понимают. Так же, как они понимают, насколько сильно изменилась геополитическая карта Европы и мира после развязанной Россией войны, — пояснил Денис Шмыгаль.
По его мнению, Украина может дать очень многое обновленной Европе.
— Продовольственная безопасность, энергетический переход, диджитализация, новый перспективный рынок, новые возможности для инвестиций и, конечно, усиление коллективной европейской безопасности, ведь украинская армия доказала, что одна из сильнейших в мире, — сказал глава правительства.
Ранее Кабинет министров объявил о создании европутей, чтобы объединить европейскую железную дорогу с украинской.
Владимир Зеленский передает главе представительства ЕС в Украине Матти Маасикасу первую часть ответов по оценке соответствия украинского законодательства актам права ЕС. Киев, 18 апреля 2022 года
Украина рассчитывает получить статус кандидата на членство в ЕС уже в июне этого года по результатам саммита лидеров ЕС 23-24 июня. На пятый день войны, 28 февраля, заявку на членство в ЕС совместно подписали президент Владимир Зеленский, премьер-министр Денис Шмигаль и глава Верховной рады Руслан Стефанчук.
После того, как в условиях полномасштабного нападения со стороны России Украина заполнила первую часть опросника Европейской комиссии за рекордную одну неделю, украинская сторона ожидает оперативных решений от евросообщества.
Уже на этой неделе Украина сообщила о заполнении второй части опросника для получения статуса кандидата.
Какие преимущества может получить Украина при приобретении статуса кандидата и какие этапы необходимо будет пройти до полноправного вступления в ЕС?
Пока такой статус имеют пять стран: Турция (получила статус в 1999 году), Северная Македония (2005), Черногория (2010), Сербия (2012), Албания (2014). Подали заявку на поступление и считаются потенциальными кандидатами Босния и Герцеговина и Косово. После начала полномасштабного российского вторжения вслед за Украиной заявку на членство подали также Грузия и Молдова.
Получив статус кандидата, Украина перейдет из-под зонта политики соседства к политике расширения.
Процесс присоединения начинается после того, как все государства-члены единогласно поддержат решение о начале переговоров о вступлении.
Это абсолютно политическое решение, продолжительность принятия которого может быть разной в каждом частном случае.
Например, Черногория начала переговоры через два года после получения статуса кандидата, тогда как Северной Македонии для этого понадобилось 15 лет.
Поэтому, говоря о сроках вступления Украины в ЕС, следует помнить об индивидуальности каждого кейса и не ставить опыт за образец.
В процессе переговоров стране-кандидату нужно будет привести свое законодательство в соответствие с законодательством ЕС, а также имплементировать политические, социальные, экономические, судебные и административные реформы.
Фактически, предоставление статуса кандидата станет мощным политическим толчком к продолжению глубинных трансформаций во всех сферах и дальнейшей интеграции Украины в общий рынок ЕС.
Ускоренное вступление, которое стремится Украина, потребует ускоренной имплементации реформ. Четкая цель посредством членства станет эффективным коммуникационным инструментом, с помощью которого гражданское общество сможет подталкивать власть имущих к проведению необходимых реформ.
В конце концов, когда ЕС и государство-кандидат будут удовлетворены приведением всех 35 политических сфер (разделов) в соответствие со стандартами ЕС, переговоры будут завершены и страна сможет подписать договор о присоединении. Официально страна становится полноправным членом ЕС с даты, указанной в договоре о присоединении.
Экономические преимущества
Кроме политического аспекта, решение о предоставлении стране статуса кандидата на членство в ЕС будет в значительной степени касаться экономики.
В процессе присоединения страна-кандидат получает доступ к финансовым инструментам ЕС, помогающим лучше подготовиться к членству: провести реформы и имплементировать законодательство Евросоюза.
Финансовые инструменты ЕС
Ранее, когда в ЕС интегрировались страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), финансирование подготовки этих стран к членству происходило через целый ряд программ и инструментов: PHARE, PHARE CBC, ISPA, SAPARD, CARDS. Они были призваны, среди прочего, улучшать возможности государственного управления и создавать соответствующую правовую базу членства в ЕС.
После вступления Хорватии ЕС ввел единственный предвступительный инструмент – ИРА, которым с 2007 года уже пользовались Западные Балканы и Турция.
И хотя IPA имеет солидный перечень приоритетов (укрепление верховенства права и прав человека, содействие низкоуглеродной экономике, поддержка трансграничного сотрудничества), основной фокус программы – все же инвестирование в социально-экономическую сферу стран-кандидатов, а не развитие институтов.
В настоящее время страны-бенефициары пользуются уже третьим поколением IPA, рассчитанным на 2021-2027 годы.
Он доступен для стран-кандидатов (Албании, Черногории, Северной Македонии, Сербии и Турции), потенциальных кандидатов (Боснии и Герцеговины, Косово), а также Исландии. Получив статус кандидата, Украина сможет получить доступ к IPA III. Так, в свое время Исландия, не входившая в список стран-бенефициаров IPA I (2007-2013), смогла получить доступ к программе в 2010 году, после начала переговоров о вступлении в ЕС (впрочем, затем заморозила свою заявку на членство).
Общий бюджет инструмента на семь лет составляет 14,1 млрд. евро. Что касается конкретных цифр для каждой страны, то в течение 2014-2020 годов (IPA II) Турция, экономика которой в четыре раза больше экономики Украины, получила 3,5 млрд евро (около 600 млн в год). Сербия (экономика втрое меньше украинской) получила 1,5 млрд евро за тот же период (приблизительно по 200 млн в год).
Частью IPA является программа IPARD, в рамках которой ЕС предоставляет странам-кандидатам финансовую и техническую помощь для развития сельских территорий и устойчивого сельскохозяйственного сектора, согласование их аграрной политики с общей аграрной политикой ЕС.
Бюджет программы на 2021-2027 годы составляет более 900 млн. евро. Ожидается, что средства программы вместе с индивидуальными вкладами государств-членов ЕС и частных лиц совокупно принесут более 2 млрд. евро инвестиций в сельские районы Западных Балкан и Турции.
Напоследок, кроме IPA, Украина может получить доступ к индивидуальным программам и проектам экономической помощи ЕС. Таким проектом в свое время стал Берлинский процесс для Западных Балкан, главной целью которого было формирование Общего регионального рынка для всех шести стран Западных Балкан по аналогии общего рынка ЕС. И хотя эта амбициозная цель так и не была достигнута, проект стал драйвером экономической модернизации и интеграции региона.
Прямые иностранные инвестиции
Опыт вступления стран Центральной и Восточной Европы в ЕС показывает, что в предвступительный период у стран-кандидатов начинает расти ВВП по паритету покупательной способности.
Аналитики Центра "Новая Европа" уже отмечали ранее, что это происходит не только благодаря доступу к инструментам финансирования ЕС, но и за счет роста объемов прямых иностранных инвестиций в эти страны.
По понятным причинам крупные притоки инвестиций проходят уже на момент или сразу после вступления в евросообщество: к тому времени новички имплементируют необходимые реформы и унифицируют свое законодательство с нормами ЕС, поэтому становятся безопасным местом для инвестиций.
Это демонстрирует опыт стран ЦВЕ, которые вступали в ЕС в 2000-х годах (пятое и шестое расширение Евросоюза): такой рост происходил в Венгрии, Польше, Чехии. Точки роста инвестиций и в годы поступления (Польша, Словакия – 2004), в Болгарии же в год поступления вообще произошел наибольший приток инвестиций за всю историю (31,2% от ВВП).
Приток инвестиций начинался в странах ЦВЕ еще в предвступительный период, когда эти государства только двигались к членству. Такие точки роста есть в Польше и Чехии.
Исходя из опыта стран ЦВЕ, перспектива получения инвестиций после завершения переговоров может выглядеть отдаленной для Украины, которая находится на начальной стадии интеграции и ожидает получения статуса кандидата в членство. В то же время пример стран Западных Балкан, имеющих статус кандидата, демонстрирует рост инвестиций уже на ранних этапах интеграции в ЕС.
Кроме того, Евросоюз дополнительно стимулирует инвестиции в регион через отдельные программы.
Учитывая уникальность кейса Украины, подавшей заявку на поступление в условиях ведения боевых действий, вряд ли можно ожидать мгновенный приток инвестиций в нашу страну после получения статуса кандидата в членство.
Ведь кроме политического сигнала о начале масштабных трансформаций в странах-кандидатах для инвесторов имеет важность также безопасность в стране инвестирования.
Примечательно, что в Чехии и Румынии точки серьезного прироста инвестиций наблюдаются в год вступления в НАТО (1999 и 2004 годы), в Польше и Румынии рост инвестиций произошел через год после вступления в Альянс (2000 и 2005 годы соответственно).
Можно спрогнозировать, что Украина может стать привлекательным местом для европейских инвестиций уже после завершения войны.
В то же время, учитывая огромные возможности, которые откроются для инвестирования (поврежденная инфраструктура, разрушенные города и поселки, транспорт, цифровая трансформация и т.п.), объемы этих инвестиций обещают быть приличными.
Кроме того, Украина сможет получать долгосрочные кредиты от ЕС, а также помощь в виде грантов на образование, культуру, здравоохранение. С 2014 года ЕС уже предоставил Украине более 17 млрд евро в виде грантов и ссуд, направленных на поддержку реформ. После получения статуса кандидата в членство в ЕС можно ожидать увеличения объемов таких поступлений.
* * * * *
Таким образом, обретение статуса кандидата на членство в ЕС будет нести для Украины ряд преимуществ.
Во-первых, этот шаг запустит официальную процедуру вступления Украины в ЕС и проведение всеобъемлющих реформ в разных областях.
Во-вторых, Украина получит доступ к финансовым инструментам ЕС, направленным на поддержку и развитие стран-кандидатов, таких как Инструмент предвступительной поддержки (IPA).
В-третьих, Украина станет привлекательным местом для инвестиций и получит доступ к кредитам и грантов со стороны государств-членов ЕС.
В заключение, уникальность кейса Украины, которая подала заявку на вступление в разгар войны и потребует значительных финансовых поступлений для восстановления после ее завершения, может предусматривать и уникальный подход со стороны ЕС.
Кроме вышеуказанных традиционных финансовых инструментов, ЕС мог бы разработать беспрецедентный комплексный механизм по восстановлению Украины, который параллельно помогал Украине в подготовке к членству.
Автор: Марианна Фахурдинова,
аналитикиня Центра "Новая Европа"
Заявку Украины о статусе кандидата на вступление в ЕС будет рассмотрено в июне – Мишель
Европейский совет рассмотрит заявку Украины на получение статуса кандидата на членство в Европейском Союзе в июне.
Как передает Укринформ со ссылкой на пресс-службу Офиса Президента Украины, об этом глава Евросовета Шарль Мишель сообщил во время беседы с украинским лидером Владимиром Зеленским в режиме видеоконференции.
Так, Зеленский поздравил главу Евросовета с годовщиной победы во Второй мировой войне и поблагодарил его за визит в Украину. «Я очень рад, что сегодня на самом высоком уровне Европейский Союз поддерживает Украину именно в это время, когда проявления нацизма, к сожалению, существуют и возрождаются. Но они не должны распространяться, и мы с вами вместе делаем все для этого», – сказал он.
Президент Украины подчеркнул важность недопущения продовольственного кризиса в мире, который может быть вызван агрессивными действиями российской федерации, ведь российские военные корабли в Черном море блокируют проход торговых судов в украинские порты.
Как заметил Зеленский, Украина поставляет зерно почти для 400 миллионов человек в мире. По его словам, блокирование экспорта украинской аграрной продукции уже приводит к росту цен на продовольствие в мире. Как следствие это может вызвать усиление голода и политическую нестабильность в ряде регионов планеты.
В свою очередь президент Европейского совета, посетивший Одесский морской порт, где находится заблокированное судно с украинским зерном, сделал акцент на том, что пшеница должна быть доступна для всех людей в мире, чтобы голод не распространялся по планете. Собеседники подчеркнули необходимость принятия немедленных мер по разблокированию россией украинских портов для экспорта зерновых культур.
Также Зеленский отметил, что в сложный момент российского вторжения украинцы с большой благодарностью воспринимают смелую позицию Мишеля и его личное присутствие в Одессе. «Европейский Союз не на словах, а на деле поддерживает Украину. Сегодня финансовая поддержка для нас тоже очень важна», – сказал глава государства и подчеркнул, что рассчитывает на помощь президента Евросовета в диалоге со странами Африки и Азии по поддержке Украины.
Президент Украинского государства также поблагодарил за санкционную политику Европейского Союза. Он подчеркнул, что Украина ждет принятия следующих пакетов санкций в отношении страны-агрессора. «Уверен, что шестью санкционными пакетами Евросоюз и мир не ограничатся. Но важно не количество этих пакетов, а их результативность. Убежден, что главный результат – чтобы был мир на нашей земле, а значит – в Европе», – добавил Зеленский.
Кроме того, глава государства выразил благодарность Мишелю за поддержку Украины на пути евроинтеграции. «Хочу поблагодарить Вас за политическую поддержку, за то, что Вы здесь. За то, что Вы видите Украину в ближайшем будущем равной среди других членов европейской семьи», – отметил он.
Президент Европейского совета, со своей стороны, заверил, что Евросоюз продолжит оказывать Украине максимальную финансовую и оборонную помощь. По его словам, ЕС уже утвердил план поддержки украинского государства.
«Должен быть «План Маршалла» для ваших инициатив. Мы должны мобилизовать мировую поддержку для того, чтобы вы смогли справляться с гуманитарными вызовами и работать, начинать восстанавливать экономику Украины», – сказал Мишель.
Он также сообщил, что в июне Европейский совет рассмотрит заявку Украины на получение статуса кандидата на членство в ЕС.
Глава Евросовета отметил, что украинский народ сегодня борется не только за свою родину, но и за общие европейские ценности демократии и свободы. В этом контексте он добавил, что Евросоюз поддерживает Украину и потрясен стойкостью и отвагой нашего народа.
Как сообщалось, 9 мая президент Европейского совета Шарль Мишель посетил Одессу. В рамках визита он встретился с Премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем. Вместе они посетили одесский порт.
В этот день Президент Владимир Зеленский сообщил, что Украина заполнила вторую часть анкеты-опросника для получения статуса кандидата на членство в Европейском Союзе.
18 апреля Президент Владимир Зеленский передал главе представительства Европейского Союза Матти Маасикасу заполненную первую часть анкеты-опросника для получения Украиной статуса кандидата на членство в ЕС. Этот опросник был передан украинской стороне лично президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен во время визита в Киев 8 апреля.
Президент Зеленский подписал заявку на членство Украины в Европейском Союзе 28 февраля 2022 года.
Фото: ОП
В.Зеленский передал Матти Маасикасу заполненную анкету-опросник для получения Украиной статуса кандидата на членство в ЕС
18 апреля 2022 года - 17:01
Президент Владимир Зеленский передал главе представительства Европейского Союза в Украине Матти Маасикасу заполненную анкету-опросник для получения нашим государством статуса кандидата на членство в ЕС.
«Хочу поблагодарить за эту важную встречу. Сегодня – один из этапов для нашего государства (на пути. – Ред.) к вступлению в Европейский Союз, стремлению, к которому идет наш народ и за которое борется», – сказал он.
Владимир Зеленский напомнил, что анкету-опросник ему передала Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен во время визита в Киев вместе с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем.
Президент Украины отметил, что продвижение нашего государства к ЕС происходит в очень трагическое время, когда многие украинцы, исповедующие европейские ценности, теряют жизнь.
«Однако народ Украины объединен этой целью – чувствовать себя на равных, частью Европы, частью Европейского Союза», – отметил он.
Глава государства поблагодарил Урсулу фон дер Ляйен, Президента Европейского совета Шарля Мишеля, Жозепа Борреля и Матти Маасикаса за оперативную работу по предоставлению анкеты-опросника.
«Это важный сигнал. Мы верим, что получим поддержку и станем кандидатом на вступление. После этого начнется следующий, финальный этап. Очень верим, что эта процедура состоится в ближайшие недели и что она будет позитивной для истории нашего народа, учитывая цену, которую он заплатил на пути к независимости и демократии», – сказал Президент.
Как рассказал Премьер-министр Денис Шмыгаль, правительство вместе с командой Офиса Президента очень оперативно подготовили ответы, и уже сейчас идет работа над интеграцией Украины в Европейский Союз.
«Мы уже интегрированы в электроэнергетическую сеть ЕС. Сейчас мы продолжаем работу с Еврокомиссией относительно интеграции и общей сети бесплатного роуминга, бесплатного платежного пространства», – сообщил глава правительства.
Он отметил, что эта работа проходила параллельно с заполнением анкеты-опросника на членство в ЕС.
В свою очередь вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина подчеркнула, что анкета – это «книга украинской государственности».
«Все эти изменения, которые мы сделали, за которые сейчас боремся. Это и о правах человека, и о высочайших человеческих ценностях, и об экономике и большом количестве изменений и трансформаций, за которые мы действительно боролись», – отметила она.
Руководитель Офиса Президента Украины Андрей Ермак сделал акцент на том, что ускорение процесса европейской интеграции нашей страны было бы невозможным без героизма украинских военных и всего нашего народа.
«Поэтому я считаю, что это очень мощный шаг для нашей победы», – подчеркнул Андрей Ермак.
Глава представительства ЕС в Украине Матти Маасикас отметил, что также ощущает себя частью команды, которая работает над получением Украиной статуса кандидата на членство в ЕС.
Он отметил, что этот процесс проходит в очень сложной для Украинского государства ситуации, но все чувствуют важность и значение этого момента.
По словам Матти Маасикаса, ответы Украины в анкете-опроснике будут очень быстро проанализированы.
Владимир Зеленский поблагодарил его за то, что представительство Евросоюза возобновило работу в Киеве.
«Это важный сигнал, что послы возвращаются, мы рады вас видеть», – отметил Президент.
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą