«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, sausio 17, 2024

Lenkija. Если завтра война. Сувалкский коридор

 

Если завтра война. Польша готовится к столкновению НАТО и России

17 января 2024 Паша Садольскаяsvoboda

Военнослужащие Войска Польского
Военнослужащие Войска Польского

Немецкий таблоид Bild на днях сообщил, что вооруженные силы Германии – бундесвер – всерьез готовятся к худшему сценарию развития событий: войне между Россией и странами НАТО. По данным издания, в Берлине не исключают, что дальнейшая эскалация напряженности между странами Запада и Россией начнется уже через несколько недель. В статье не приведены конкретные даты, но представлены сценарии возможных действия России в последующие месяцы, а также планы стран НАТО по защите своей территории. В первую очередь это касается государств, находящихся в непосредственной близости от российских границ, – Польши и стран Балтии.


Согласно данным, к которым получило доступ издание, в феврале 2024 года РФ якобы может провести очередную мобилизацию, призвав 200 тысяч человек. Затем Москва начнет новое наступление на Украину, которое может оказаться успешным, учитывая сокращение западной помощи Киеву. Следующим шагом Путина должны стать спровоцированные межэтнические конфликты в странах Балтии, прежде всего в Эстонии и Латвии, где компактно проживает русскоязычное население.

Согласно документу Минобороны ФРГ, на который ссылается Bild, в сентябре на западе России и в Беларуси могут пройти учения "Запад-2024", а уже в октябре РФ перебросит войска и ракеты средней дальности в Калининград, чтобы нанести удар по Сувалкскому коридору (гипотетический сухопутный коридор, который проходит вдоль польско-литовской границы и соединяет Калининградскую область с Беларусью. – РС). В этом случае в январе 2025 года Польша и страны Балтии созовут Североатлантический совет, чтобы добиться совместной защиты своих границ. Предполагается, что в таком случае на восточный фланг НАТО будет переброшено 300 тысяч военнослужащих.


"Рассмотрение различных сценариев, даже крайне маловероятных, является частью обычных военных операций", – заявило командование немецкой армии в ответ на вопросы журналистов. Радио Свобода узнало, насколько серьезно к таким сценариям относятся в соседней Польше, которой неизбежно придется сыграть ключевую роль в возможной конфронтации РФ и НАТО.

На защиту коридора

В Польше не первый месяц идет оживленная дискуссия о том, как необходимо укреплять восточные границы страны, за сколько дней российские танки могли бы дойти до Варшавы, сколько лет будет длиться война в Украине и сколько времени понадобится россиянам, чтобы восполнить свои потери после этой войны. Публикацией Bild здесь никого не удивишь, поскольку поляки воспринимали Россию как потенциального агрессора задолго до 24 февраля 2022 года.

Польский генерал, бывший командующий военным спецподразделением "Гром" (GROM) Роман Полько в комментарии Радио Свобода отметил, что подготовка различных сценариев, подобных тому, о котором пишет Bild, – обычная вещь в армии, не только немецкой, но и польской.

Один из вариантов, которые прорабатывает Россия, – это соединение с Калининградской областью


– Во-первых, сама Россия во время учений "Запад", которые проводятся уже не один год, прорабатывает такие сценарии, – отмечает военный. – Разведданные показывают, как это выглядит на планах. На них четко видно, что один из вариантов, которые прорабатывает Россия, – это соединение с Калининградской областью. Оно должно произойти благодаря удару по Литве. Конечно, одновременно с этим должны быть произведены удары по глубоким тылам, критической инфраструктуре союза НАТО, его командованию, чтобы не допустить оказания поддержки стране, которая будет атакована. Естественно, если в головах российских генералов появляются такие планы, потому что им были даны соответствующие политические указания, то и мы строим сценарии обороны в случае такой агрессии.

Во-вторых, Россия перевела свою экономику на военные рельсы, увеличивает численность армии. Количество солдат у нее сейчас ничуть не меньше, чем в день вторжения в Украину. Это также приводит к тому, что мы должны увеличивать наш военный потенциал. Я думаю, что политики или военные раскрывают документы, которые до этого были секретными, чтобы дать понять своим обществам, лицам, которые принимают решения, что сейчас не до шуток, это не игра, и не может безопасность Европы в первую очередь зависеть от того, придут Соединенные Штаты нам на помощь или нет. А сомнения в этом могут возникать, если принять во внимание заявления, которые мы слышим в США, нависшую неопределенность. Однако и без этого понятно, что нам нужно самим заботиться о своей безопасности.

Идиллические сцены мирной крестьянской жизни на границе Польши и Литвы. Но именно здесь проходит Сувалкский коридор, который военные стратеги считают возможным театром будущих военных действий
Идиллические сцены мирной крестьянской жизни на границе Польши и Литвы. Но именно здесь проходит Сувалкский коридор, который военные стратеги считают возможным театром будущих военных действий

Мы понимаем, исходя из этих планов, что РФ планирует не только атаковать Сувалкский коридор, но и проводить диверсионные операции, вести гибридную войну. Все это доказывает, что нам нужно серьезнее позаботиться о своей безопасности. Сейчас складывается впечатление, что Запад, в том числе Германия, начинают лучше понимать или по крайней мере принимать во внимание тот факт, что наш образ мышления в том, что касается вопросов безопасности, не совпадает с образом мышления в России. Для РФ самой большой проблемой является не Украина, а наш образ жизни, наш порядок, наша демократия. Россия понимает, что в окружении свободных стран ей будет тяжело. Этим и продиктованы агрессивные планы. Диктатурам плохо приходится, когда рядом строится демократия. Этим и вызван упреждающий удар Путина, он хочет уничтожить страны, которые хотели бы перенять западный стиль жизни, – считает генерал Полько.


А вот к каким сценариям готовятся, по его словам, польские военные.

– Мы рассматриваем различные сценарии, начиная от гибридных операций, то есть того, что уже происходит на польско-белорусской или российско-финской границе, я имею в виду провоцирование мигрантских потоков, вплоть до удара по критической инфраструктуре, и заканчивая широкомасштабными действиями – ракетными ударами со стороны России. Этим продиктовано усиление Польшей систем противовоздушной обороны, укрепление границы. Польша делает большой упор на усиление совместной с союзниками обороны. Такие небольшие страны, как Литва, Латвия, Эстония, где проживает крупное русскоязычное меньшинство, могут стать первыми целями, которые атакует Путин, чтобы протестировать реакцию НАТО, проверить, не удастся ли ему реализовать свои цели до того момента, пока Североатлантический альянс примет решение и отреагирует. Присутствие солдат НАТО на границе сейчас стало реальностью. Эти процессы нужно усиливать. Нужно формировать реальную способность к обороне, потому что одних слов слишком мало, – отмечает Роман Полько.

Польша делает большой упор на усиление совместной с союзниками обороны


Политическое и военное руководство страны заявляет о готовности защищать границы Польши, но готовы ли сами поляки взять в руки оружие и пойти на фронт, если понадобится? Из опроса, проведенного в прошлом году фирмой Social Changes по заказу издания wPolityce, 50% поляков готовы защищать страну в случае военной угрозы, противоположный ответ дали 27% опрошенных. 23% респондентов не нашли, что ответить.

Польский социолог Аркадиуш Яблоньский в комментарии для wPolityce.pl отметил, что результаты опроса все же можно считать оптимистичными: "Вне зависимости от политических взглядов, граждане в подавляющем большинстве заявили, что будут защищать польские границы. В течение долгого времени мы наблюдаем значительную мобилизацию граждан, особенно когда речь идет о Войсках территориальной обороны, большой процент молодых людей идёт в армию. Скорее это свидетельствует о том, что их слова, заявления не являются голословными".

Внепартийный консенсус

В конце прошлого года в Варшаве было приведено к присяге новое правительство под руководством премьера Дональда Туска, лидера центристской "Гражданской платформы". Новое правительство пообещало провести реформы в ключевых сферах деятельности государства. В связи с этим сразу же возник вопрос: что ждет национальную оборону и безопасность? За время своего правления прежнее правительство консервативной партии "Право и справедливость" всерьез взялось за модернизацию вооружений и количественный рост Войска Польского. Новоназначенный министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камыш заверяет, что новое правительство продолжит модернизировать армию и усилит оборонный потенциал страны: "Контракты на военную технику, заключенные при правительстве "Права и справедливости", должны быть сохранены, но при этом следует проверить, можно ли пересмотреть некоторые условия".

Стало известно, что под большим вопросом контракты, которые были заключены с южнокорейским оборонно-промышленным комплексом. Речь идет о производстве корейского вооружения на польских предприятиях. Этот вопрос решится в ходе аудита, который анонсировала новая власть.

Анджей Дуда (слева) и Дональд Туск являются политическими противниками, но по вопросу о национальной обороне между ними вряд ли будут серьезные расхождения
Анджей Дуда (слева) и Дональд Туск являются политическими противниками, но по вопросу о национальной обороне между ними вряд ли будут серьезные расхождения

Польские аналитики отмечают, что правительство Туска продолжит политику своих предшественников в сфере обороны: оборонный бюджет был принят практически без изменений. Отметим, что нынешняя оппозиция положительно оценила это решение. Уже при новом руководстве Минобороны несколько миллиардов злотых были выделены на заказы преимущественно у польских производителей вооружений. К концу года могут быть сделаны внушительные заказы на боеприпасы. Политикам в Варшаве удалось достигнуть внепартийного консенсуса в этой сфере.

Такого же мнения придерживается и собеседник Радио Свобода Роман Полько:

– Конечно, опасения были, но, несмотря на острые споры премьера и президента (президент Польши Анджей Дуда – выходец из партии "Право и справедливость", которая находится в оппозиции к действующему правительству Туска. – РС), в своем совместном заявлении политики подчеркнули, что в сфере безопасности достигнуто стопроцентное согласие. Тот факт, что Косиняк-Камыш занимает помимо должности министра также пост вице-премьера, свидетельствует о значении Министерства национальной обороны. Новый глава ведомства продолжает реализацию планов, которые внедрялись ранее. Мы не видим кадровой революции в Войске Польском. Наоборот, то, что связано с усилением наших оборонных способностей, реализовывается правительством Туска и дальше. Я думаю, что в дальнейшем наши отношения с западным соседом, Германией, окажутся в поле зрения министерства, они должны улучшиться. Для сферы обороны важно, чтобы в таких отношениях не было даже мелких конфликтов или враждебности.

Евросоюз слишком медленно реагирует, чтобы брать на себя вопросы обороны


Что касается концепции создания европейской армии, то новый глава Минобороны скептично оценивает сделанное ранее заявление главы министерства иностранных дел Польши Радослава Сикорского, который сказал, что "после отстранения ПиС от власти мы станем лидером проекта европейской обороны, будем стремиться к созданию европейского легиона". "Европейский союз слишком медленно реагирует, чтобы брать на себя вопросы обороны, вопросы быстрого реагирования", – заявил Владислав Косиняк-Камыш. Глава оборонного ведомства добавил, что на уровне ЕС необходимо усилить охрану внешних границ союза.

Одновременно министр подтвердил приверженность Варшавы Североатлантическому альянсу. "У нас есть два союза, которые гарантируют нам безопасность. С одной стороны, экономическая безопасность, которая также является частью национальной безопасности, – это Европейский союз. С другой стороны, безопасность военного характера – это НАТО. И я бы не стал их смешивать", – заявил он.

Перед новым правительством в Варшаве стоит множество вызовов в сфере безопасности. Один из них – в том, способна ли Польша строить и довооружать свою собственную армию и одновременно поддерживать Украину. Однако, судя по всему, другого выхода у правящей коалиции просто нет.

Komentarų nėra: