«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

pirmadienis, liepos 03, 2023

Teismas. Почему миру нужен спецтрибунал

 

В Гааге открыли Центр по преследованию преступления агрессии

Ольга Лебедева | Ксения Польская, DW 2023-07-03

Открытие ICPA в ГаагеФото: Xenia Polska/DW

Прокуроры из Украины, балтийских стран, Румынии и США собирают в Гааге доказательства преступления агрессии против Украины. Это первый конкретный шаг на пути привлечения к ответственности виновных.


В Гааге в понедельник, 3 июля, открылся Международный центр по преследованию преступления агрессии против Украины (ICPA), передает корреспондентка DW. В его состав входят представители Украины, Евросоюза, США и Международного уголовного суда (МУС), а задачами новой организации будет являться проведение расследования и сбор доказательств преступления агрессии против Украины.

По словам еврокомиссара по юстиции Дидье Рейндерса, это первый конкретный шаг на пути к привлечению к ответственности виновных в агрессии против Украины. "Это свидетельство мировой борьбы против безнаказанности… Мы обязаны поддерживать Украину столько, сколько необходимо ", - сказал он на пресс-конференции в Евроюсте.

Присутствовавший на открытии центра генеральный прокурор Украины Андрей Костин сообщил, что четыре украинских прокурора уже находятся в Гааге и сегодня начали работу. Он назвал этот момент историческим, передает корреспондентка DW. "Сегодня вы видите здесь наше единство. Мы объединились, чтобы обеспечить полное привлечение к ответственности за преступление агрессии и все остальные 93 тысячи инцидентов военных преступлений. Создание специального трибунала теперь неизбежно, он будет создан, потому что здесь и сегодня мы уже начали", - подчеркнул Костин.

"Начало конца безнаказанности за преступление агрессии"

Как сообщил в Telegram Офис генерального прокурора Украины, новый центр имеет особое значение для Украины, поскольку речь идет о "начале конца безнаказанности за преступление агрессии". "Это четкий сигнал, что мир объединен и непреклонен для обеспечения ответственности российского режима за все его злодеяния: преступление агрессии, геноцид и военные преступления", - отмечается в заявлении. По словам Костина, ICPA восполнит пробел по ответственности за преступление агрессии в международном уголовном правосудии и "станет одним из элементов, который усилит юридические механизмы запрета агрессии, дополнит и укрепит эту архитектуру". 

**

В церемонии открытия ICPA также участвовал прокурор МУС Карим Хан, помощник Генпрокурора США Кеннет Полайт, министр юстиции Нидерландов Дилан Ешильгёз-Зегериус, а также генпрокуроры Латвии, Литвы и Румынии Юрис Стуканс, Нида Грунскене и Алекс Флорин Флорента, входящие в состав Совместной следственной группы (JIT), отметил Офис генерального прокурора Украины. Представители JIT будут работать вместе с украинскими прокурорами при поддержке спецпрокурора США по преступлению агрессии. Другие страны и институции смогут присоединиться к ним в ближайшие месяцы, сообщил Костин.



Почему миру нужен спецтрибунал для осуждения российской агрессии против Украины


Укринформ / ABACA через Reuters Connect

Только так можно «избавить грядущие поколения от бедствий войны», считают российские юристы.


Прокурор Международного уголовного суда (МУС) в Гааге проводит расследование тяжких преступлений, предположительно совершённых на территории Украины. В ситуации в Украине МУС обладает юрисдикцией в отношении трёх категорий преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества: военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида. Однако все эти преступления совершаются в ходе вооружённого конфликта и не связаны с причиной войны — агрессивным нападением на Украину.

Генеральная Ассамблея ООН приняла определение ещё в 1974 году. В частности, вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства, или любая ее военная оккупация, или любая аннексия с применением силы территории другого государства квалифицируются как акт агрессии, если они совершены способом, несовместимым с Уставом ООН. Устав, в свою очередь, в принципе признает только два правовых основания для применения государством вооружённой силы: в целях самообороны в ответ на вооруженное нападение или с санкции Совета Безопасности.


Резолюция ES-11/1 Генеральной Ассамблеи, принятая 2 марта 2022 года подавляющим большинством голосов 141 против 5 при 35 воздержавшихся и 12 отсутствующих, признала, что военные действия Российской Федерации на суверенной территории Украины ведутся в масштабах, которых международное сообщество не видело в Европе десятилетиями, и выразила сожаление «самым решительным образом» по поводу агрессии России против Украины в нарушение Устава ООН. Международный Суд, главный судебный орган ООН, также заседающий в Гааге, постановил 16 марта 2022 года, когда он рассматривал заявление Украины, большинством голосов тринадцати против двух судей (меньшинство составили судьи — граждане Китая и России), что РФ должна «немедленно приостановить военные действия, начатые ею 24 февраля 2022 года на территории Украины».

Агрессивная война является не только международно-противоправным деянием государства, но и тягчайшим преступлением против международного мира. Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны являются преступлением по уголовному законодательству как Украины, так и России.  Определение преступления агрессии в Римском статуте МУС является результатом международного консенсуса, включающего РФ. Представители России согласились с этим определением в ходе Кампальской обзорной конференции в 2010 году.  Однако в отношении ответственности за агрессию существует существенный пробел — международного уголовного трибунала, обладающего юрисдикцией для суда над виновными в агрессии против Украины, на данный момент не существует. Последними международными трибуналами, которые судили отдельных лиц за агрессию (названную тогда «преступлениями против мира»), были международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио, созданные державами-победителями после окончания Второй мировой войны. Тогда решающий вклад в определение преступлений против мира в уставах обоих трибуналов внёс советский учёный-юрист Арон Трайнин.


Чтобы восполнить этот пробел, Украина выступила с инициативой об учреждении специального международного трибунала по преступлению агрессии. По мнению Антона Кориневича, посла Украины по особым поручениям, который возглавляет делегацию своей страны в Международном Суде ООН, наиболее эффективным был бы трибунал, основанный на соглашении между Украиной и ООН или многостороннем договоре между Украиной и другими государствами. Этот вариант позволил бы решить вопрос об иммунитетах, которыми пользуются главы государств и правительств и министры иностранных дел в соответствии с международным правом. Эти иммунитеты, которые вытекают из принципа равенства государств, по определению не применимы в международном суде, что подтверждается практикой международных судов. Это особенно важно ввиду того, что агрессия является «преступлением руководства», за которое уголовную ответственность несут политические и военные руководители, фактически причастные к принятию трагического решения о применении военной силы против суверенного государства в нарушение Устава ООН.

Консенсус времён Нюрнберга, тем не менее, пока отсутствует — инициатива Украины не пользуется всеобщей поддержкой со стороны государств. Группа российских юристов-международников опубликовала открытое письмо — «Брюссельскую декларацию» (название связано с тем, что оно было составлено в столице объединённой Европы) с поддержкой инициативы Украины.

Авторы декларации считают «моральным долгом по отношению к жертвам этих жестоких преступлений осуществление правосудия, являющегося неотъемлемым условием устойчивого мира». «Лица, совершившие эти преступления, должны быть привлечены к ответственности с использованием, в частности, соответствующих международных механизмов» — говорится в Декларации. «Уголовное преследование политических и военных руководителей, которые планировали, готовили и продолжают вести агрессивную войну, а также их соучастников необходимо для обеспечения справедливости в отношении большого числа жертв».


Создание специального трибунала по агрессии так же важно для российского общества, как и для Украины и международного сообщества в целом. Как полагают авторы Брюссельской декларации, «эта война стала возможной потому, что тяжкие преступления, совершенные в прошлом руководством и военными России на собственной земле и за рубежом, остались безнаказанными». Кроме того, они утверждают, что «необходимо разорвать цепь безнаказанности, которая ведёт к повторению преступлений». 

Брюссельская декларация была поддержана коллегами из Беларуси. Не следует забывать о вкладе режима Лукашенко в агрессию. Определение агрессии включает в себя действия государства, позволившие другому государству использовать свою территорию для совершения акта агрессии против третьего государства. Генеральная Ассамблея выразила сожаление по поводу «причастности Беларуси к незаконному применению силы против Украины». Роль соучастников агрессии должна быть установлена и получить юридическую оценку.

Те, кто поддерживает Брюссельскую декларацию, заявляют о своей готовности «помочь добиться привлечения виновных к ответственности и возмещения ущерба их жертвам». Важно напомнить, что защитниками в Нюрнберге были немецкие адвокаты, и не все, кто обвинялся в чудовищных преступлениях, были осуждены: это стало поводом для особого мнения советского члена Трибунала.

Международное правосудие и судебное разбирательство причин агрессивной войны будут иметь первостепенное значение для российского общества, поскольку они проложат путь к примирению и помогут положить конец бесплодным дискуссиям о «коллективной вине» каждого гражданина России. Истина, установленная в ходе судебного разбирательства, будет использоваться для противодействия экстремистским нарративам и поможет установить исторически достоверную и сбалансированную картину случившегося. 

Создание специального трибунала по преступлению агрессии на сегодняшний день может казаться весьма отдалённой перспективой. Но мир станет лучше, если идея правосудия, которая сейчас существует в разговорах и дискуссиях, обретёт форму функционирующего международного института.  Если специальный трибунал будет вершить правосудие справедливо и беспристрастно, а выполнение его решений будет обеспечено поддержкой государств, то, возможно, новый диктатор в будущем хорошо подумает, начинать ли новую агрессивную войну. И в этом состоит уникальный шанс сдержать обещание, содержащееся в самом первом пункте преамбулы Устава ООН: «избавить грядущие поколения от бедствий войны».

Komentarų nėra: