«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

ketvirtadienis, balandžio 19, 2018

"Ордынская Федерация". Дума как курултай, президент как хан

19 Апрель 2018  Svoboda
Андрей Шароградский

Россия управляется с помощью государственной системы, заложенной еще во времена Золотой Орды. Государственная дума, штампующая законы по указанию президента, – почти полный аналог золотоордынского курултая, для которого воля хана всегда была окончательна и неоспорима. Так считает Харамоос Тюньдешев, доцент Института истории и права Хакасского государственного университета, кандидат юридических наук, автор книги "Великий хан Батый – основатель Российской государственности".

Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя его государственным языком теперь является русский – смесь славянского с тюркским, уверен историк, отмечающий, что о языке основателя государства напоминают термины и названия институтов российской государственной власти, правовые и административные термины – "казначейство", "таможня", "закон", "деньги", "дума", "ямская служба", "кара", "караул" и т. д. "Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на несколько отдельных княжеств еще в XII веке, за век до появления в этих краях монголов, и не в соперничестве с ордынцами, с которыми у русских не было трений на религиозной или культурной почве.

"Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за наследие распадающегося великого государства, – пишет автор книги о Батые. – В течение длительного времени Золотая Орда являлась для русской аристократии и князей важнейшим источником легитимности и престижности их власти. Тесные связи с ханским двором, где господствовали иные, отличные от древнерусских порядки, построенные на отношениях жесткого, часто слепого подчинения, не могли не отразиться на сознании и поведении русской политической элиты, которая постепенно впитывала имперский дух ордынской государственности".

Харамоос Тюньдешев ответил на вопросы Радио Свобода.

– Если принять выводы вашей книги, то получается, что никакого монголо-татарского ига не было? А Золотая Орда, начиная с XIII века, сформировала российскую государственность и, более того, привила ей имперский дух?

– Да, основателем российской государственности является хан Батый. Вся построенная им государственная система на Руси была частью Золотой Орды, сейчас бы ее назвали “субъектом федерации” в Золотой Орде. А потом, после поражения хана Тохтамыша от Тимура (конец XIV века. – РС) Золотой Орде был нанесен серьезный ущерб. И центр управления государством постепенно переместился на Русь. Большую роль в этом сыграл Иван Калита. Он сам стал собирать налоги, пополняя казну Орды. Еще большую роль сыграл Иван Грозный. Чтобы стать легитимным правопреемником Золотой Орды, он вместо себя поставил Симеона Бекбулатовича, а сам ушел простым князем Московским и подчинялся тому около года. Некоторые историки говорят, что это он чудил, но это совсем не чудачество было.

– Но еще до прихода Золотой Орды существовала Киевская Русь. Разве не тогда сформировалась российская государственность?

– Нет. Киевская Русь зависела от тюрок. Она входила в Хазарский каганат. Потом пришли половцы. А когда пришел Батый, то он стремился уничтожить именно половецкого хана Котяна, а не русских князей. Русской государственности как таковой до Золотой Орды не было. Но это, конечно, моя точка зрения.

– Как вы для себя в целом определяете Россию: как страну европейскую, азиатскую, евроазиатскую или какую-то особую, а потому изолированную, как об этом недавно написал Владислав Сурков?

– Это интересный вопрос. По менталитету Россия – азиатская страна. Есть небольшая часть населения, которая предпочитает менталитет европейский. Но большая часть, хотя и принадлежит к европейской расе, менталитет имеет азиатский. Это связано с традиционной этикой, силой привычки, с предками, авторитетом политических лидеров. Другими словами, очень трудное дело – учиться жить свободными. Когда отменили крепостное право в 1861 году, большая часть крепостных не знала, куда деваться. Потом был тоталитарный режим – фактически рабство. Конечно, азиатский менталитет сохранился. Это показывают и выборы, президентские в том числе. Я думаю, там не было фальсификаций. Это такой менталитет. Его быстро не изменишь.

– Но ведь кочевники, захватывавшие гигантские пространства, тоже подвергались культурному и политическому влиянию. В Китае несколько веков правила маньчжурская династия. Как вы пишете, огромную роль сыграла идеология конфуцианства. В чем проявилось это влияние? И проявляются ли конфуцианские принципы управления в российской политической культуре сейчас?

– Чингисхан был носителем прогрессивных взглядов. У меня есть другая книга, которая говорит о том, что Чингисхан – носитель ростка капиталистических отношений. Он выступал за верховенство закона, за выборность главы государства еще до принятия в Англии Великой Хартии вольностей. Когда умер Чингисхан, пришел к власти Угэдэй, который хотел следовать его примеру. Он собирался северную часть Китая полностью освободить для скотоводства. Но китайцы, среди которых конфуцианство уже доминировало, его перетянули на свою сторону.

​Идеи конфуцианства – семья как ячейка общества, непогрешимый глава государства, властная вертикаль – благодаря Угэдэю вошли в кровь россиян. И это во многом прослеживается – и на бытовом уровне, и в армии (возьмите "дедовщину") и т. д. Везде вертикаль власти прослеживается. Как у китайцев, которые управляли, не опираясь на право, а законы играли репрессивную роль. То, что было тогда, есть и сейчас – “басманное правосудие”, “закон что дышло”. Иногда указ президента бывает выше, чем Конституция, пример – указ о создании федеральных округов. Это как раз все идет из глубины тюрко-монгольской государственности.

Карта Золотой Орды

От Золотой Орды сохранилась традиция пожизненно или длительное время находиться у власти, с присущим этому волюнтаризмом при принятии государственных решений. При таком режиме, даже если лидер страны обладает выдающимися способностями и исключительной нравственностью, в конечном счете государство приходит в упадок, а режим находит врагов – внутренних и внешних. Внутренние – это "непатриоты", "предатели" и "враги народа". Внешние – это "супердержава-монстр, навязывающая свою волю" или коалиция государств, "посягающих на суверенитет" данного государства.

– В вашей книге вы сравниваете современную российскую Думу с курултаем. В чем это проявляется?

– В Западной Европе существует четкое разделение властей. У нас же –суперпрезидентская республика, где институт президентства выше других ветвей власти. И Госдума не как парламенты в Западной Европе, здесь нет системы сдержек и противовесов. Дума всегда голосует так, как сказал президент. И любая законодательная инициатива президента поддерживается депутатами. Я азиат и горжусь этим, но мне больше нравится, когда есть сдержки и противовесы. Я больше тяготею к западной модели.

–​ Исходя из вышесказанного, получается, что российский президент – это современный хан.

– Наверное, это так, потому что он обладает большими полномочиями и никто не ставит под сомнение его подходы к решению проблем. От золотоордынской системы управления в России сохранилось слепое подчинение вождю, отразившееся на сознании и поведении всей политической элиты. Президент РФ, проводя в Йошкар-Оле заседание Совета по межнациональным отношениям, заявил: "Языки национальных республик не должны навязываться некоренным жителям". И сразу начались во многих национальных республиках прокурорские проверки. Но ведь у нас многонациональная федерация, и в конституциях национальных республик имеется норма, гласящая, что вторым государственным языком является язык коренного населения республики, и его должны изучать в школах все дети, проживающие в этой республике.


– А “азиатский менталитет”, который, как вы cчитаете, присущ большей части населения России, может как-то измениться в обозримом будущем?

– Конечно, все меняется, так и должно быть. Пока ничего лучшего, чем демократия, не придумано. С разделением властей; с гражданским обществом, которое контролирует власть, оказывает влияние на нее, с оппозицией, с отсутствием преследования по политическим мотивам. Нужна конкуренция лидеров – не как сейчас, когда все знают, кто победит. Многие европейские институты, традиции, обычаи, политическая культура станут частью нашей культуры, – полагает историк Харамоос Тюньдешев.

Андрей Шароградский

Komentarų nėra: