Почти самолет. На что способен боевой Bayraktar Akinci и когда он появится в Украине
КИЕВ, 4 ОКТЯБРЯ 2023 18:50 RBC, АВТОР: ДАНИИЛ КРАМАРЕНКО,
ЭКСПЕРТ: ВАЛЕРИЙ РЯБЫХ, ИВАН КИРИЧЕВСКИЙ
Фото: украинские военные могут получить боевой дрон Bayraktar Akinci (baykartech.com)
Украинская армия может получить беспилотник Bayraktar Akinci турецкой компании Baykar Makina. Причем, на этот раз, скорее всего, речь идет не о передаче, а о локализованном производстве.
Детальнее об Akinci, отличии от Bayraktar TB2 и о том, когда наши войска получат многоцелевой БПЛА, - в материале РБК-Украина.
При подготовке материала использовались заявления гендиректора Baykar Makina Халука Байрактара, представителей украинской власти, данные OSINT-проекта Oryx и комментарии экспертов профильного портала Defense Express для РБК-Украина.
Украина получит Bayraktar Akinci? Когда и на каких условиях
На прошлой неделе гендиректор Baykar Makina Халук Байрактар дал понять, что украинские военные могут получить новейший беспилотник.
"О Bayraktar Akinci вопрос в процессе рассмотрения, насколько мне известно. Украинские военные хорошо разбираются в том, что мы производим и во что инвестируем. Поэтому наш план - производить все системы, которые мы имеем, здесь (в Украине, - ред.)" , – заявил он.
Отметим, в июне 2023 года турецкое правительство разрешило наладить производство Bayraktar TB2 и Akinci в Украине. По словам Байрактара, это демонстрирует, насколько стороны близки реализации проекта.
Фото: гендиректор Baykar Makina Халук Байрактор и президент Украины Владимир Зеленский (twitter.com/haluk)
В июле началось строительство завода, оно продлится в течение полутора лет. В сентябре гендиректор Baykar Makina объявил об инвестициях в 100 млн долларов. В Киевской области появится не только завод, но и целый технопарк на 300 тысяч квадратных метров. Там будут работать только украинских более 300 специалистов, инженеров и техников. Выпуск первых беспилотников ожидается в 2025 году.
Когда украинские войска получат именно Akinci, сказать сложно. По словам эксперта Defense Express Ивана Киричевского, это сложный дрон, и вряд ли готовый Akinci выкатят сразу после того, как на заводе перережут красную ленту.
"Очевидно, сначала развернут производство и выкатят первые Bayraktar TB2, а локализация Akinci станет следующим шагом. Это логично, чтобы понимать, сколько будет выпускаться TB2 на наших мощностях и когда переходить к Akinci", – рассказал он.
По его мнению, сейчас нет смысла говорить о масштабах и объемах. Относительно передачи готовых дронов к запуску завода тоже есть сомнения.
"Это настолько априорный вопрос, что бессмысленно моделировать - когда и при каких условиях. В конце концов каких-то экспортных поставок Akinci пока не наблюдалось. Были какие-то сигналы, которые первым может получить Азербайджан, но пока без подтверждений. Поэтому рассчитывать на то, что нам просто передадут высокотехнологичный беспилотник, не стоит", - добавил Киричевски.
Основные характеристики
Bayraktar Akıncı ("Акинджи") – это перспективный тяжелый ударный беспилотник. Разработка стартовала в 2018 году, прототип показали в 2019 году, к 2021 году было принято на вооружение ВВС Турции, а в 2022 году запущено серийное производство.
Характеристики:
- длина фюзеляжа – 12,2 м
- размах крыльев – 20 м
- высота – 4,1 м
- максимальная взлетная масса – 6 000 кг
- полезная нагрузка – до 1350 кг
- силовая установка – два двигателя АИ-450Т
- продолжительность полета – 24 часа
- практический потолок - 12 000 м
Беспилотник имеет девять подвесных точек: до 450 кг на внутренний и суммарно до 900 кг на 8 внешних.
Аналитики Oryx называют самый инновационный аспект: способность нести ракеты "воздух-воздух" Bozdogan IIR и Gökdogan BVRAAM, работающие по принципу "выстрел-забыл", и управляемые Roketsan Cirit (дальность 8 км). Еще одной особенностью является возможность запускать крылатые ракеты SOM (дальность 275 км) для поражения командных пунктов, систем ПВО, бункеров и других целей.
Кроме этого, Akıncı способен наносить удары высокоточными боеприпасами семейства MAM, Kuzgun, Teber, LGK, KGK и (L)HGK. Проще говоря, широкой номенклатурой JDAM – авиабомб, дооборудованных аэродинамическим комплектом, а также лазерной, GPS или комбинированной наводкой.
Отличия от Bayraktar TB2
Если Bayraktar TB2 условно беспилотный легкий штурмовик, то "Акинджи" – многофункциональный беспилотный бомбардировщик. Это принципиально другой класс летательного аппарата, открывающий совершенно другие возможности, объяснил эксперт Defense Express Валерий Рябых.
Например, максимальная взлетная масса у TB2 всего 700 кг, из них 150 кг полезной нагрузки, в которую кроме ракет с ограниченным до 30 км радиусом и других боеприпасов входят еще и сенсоры.
"Навскидку, из этих 150 кг: 50 на сенсоры и 100 на ракеты – это в принципе немного. У Akıncı взлетная масса 6 000 кг и почти полторы тонны он берет на борт. Это уже другое дело, когда ты можешь взять в 10 раз больше "Соответственно, у тебя больше вариантов для использования в роли ударного дрона. Можно передать часть функций многоцелевых истребителей", - отметил он.
Почти самолет. На что способен боевой Bayraktar Akinci и когда он появится в Украине
Фото: Bayraktar Akıncı является тяжелым беспилотным помбардировщиком (baykartech.com)
Оба беспилотника могут сутки находиться в воздухе, но "Акинджи" поднимается на высоту до 12 километров. Что теоретически упрощает обход вражеской противовоздушной обороны. Сенсоры Bayraktar TB2 позволяют вести аэроразведку и обнаруживать цели в радиусе 25 км и давать целеуказания на расстоянии до 15 км. В этом плане Akıncı оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой, как у боевых самолетов.
"Современные технологии позволяют ему заглянуть уже на сотни километров вперед. А это увеличивает как возможности разведки, так и расширяет перечень задач самого летательного аппарата. Он способен отслеживать расположение ПВО и наблюдать за ними на дальних расстояниях. Соответственно, это позволяет и применять дальнобойные ракеты". Те же турецкие SOM, которые исполнены по типу Storm Shadow ", - рассказал Рябых.
Фронтовый бомбардировщик или охотник на Shahed?
Эксперт Иван Киричевски предполагает, что "Акинджи" могут появиться на вооружении Украины в скором будущем, в горизонте двух лет. Скорее всего, будут применяться они в дополнение к пилотируемой авиации.
"Например, метать те же JDAM у линии фронта по российским объектам (если война настолько затянется, – ред.). Для этой роли сейчас используются МиГ-29", – отметил он в разговоре с изданием.
По его мнению, самого летательного аппарата недостаточно для раскрытия всего потенциала. Чтобы использовать его по максимуму, нужно соответствующее вооружение.
"Станут ли нам давать дальнобойные SOM, которые можно подвесить на Akıncı? Американские JDAM, конечно, дают, но это довольно печальная перспектива – иметь столь сложный бомбардировщик и использовать только авиабомбы ", – добавил эксперт.
Валерий Рябых обращает внимание, что Украина давно смотрит в сторону таких аппаратов. И они заложены в план развития (видение) Воздушных сил до 2035 года.
"Там предполагалось создание 4 бригад БПЛА. Все больше и больше рутины, связанной с рисками для самолетов, будет передаваться беспилотникам. В связи с пилотируемой авиацией они будут действовать в авангарде, что позволит обеспечить технологическое преимущество на поле боя", - пояснил он. .
Еще вариант – установить украинские компоненты для превращения "Акинджи" в средство радиоэлектронной борьбы. Или усилить его разведывательные функции с помощью отечественных фазированных решёток (АФАР).
Если Украина получит ракеты Cirit с лазерной наводкой, появится сценарий охотника на "шахедов". Сбивать их с дрона гораздо экономичнее, чем поднимать на перехват боевую авиацию и запускать более дорогие ракеты.
Более того, перехватывать "шахеды" самолетами не так-то просто. В октябре 2022 года Украина потеряла МиГ-29 в районе Винницы, когда пилот уничтожил пять дронов-камикадзе, но обломки одного из них зацепили кабину, пришлось катапультироваться и самолет разбился возле поселка Турбов.
"Самолет реактивный, его скорость в 4-5 раз больше, чем у "шахеда". Он просто не может с ним сравниться. "Шахед" двигается со скоростью 150-185 км/ч, у "Акинджи" крейсерская 277 км/ч и максимальная 360 км/ч. То есть он может работать вдогонку, выйти на ударную позицию и сбить Shahed ракетой", - отметил Рябых.
Украинский след в Akıncı
Важная деталь. Ударный дрон Akıncı оснащен двигателями украинского производства. Летом 2019 года "Укрспецэкспорт" и Baykar Makina создали совместное предприятие, тогда же стало известно о передаче двух 450-сильных двигателей АИ-450Т для турецкого беспилотника. С этого времени в некоторых источниках он даже фигурирует как украинско-турецкий.
"Мы идем по пути развития кооперационных связей и технологических возможностей. Важную часть в этом аппарате занимают украинские вещи... Высокотехнологичная часть у нас есть, поэтому и есть понимание, что этот дрон реально может производиться в Украине", - отметил Валерий Рябых.
Под вопросом остаются возможности Akıncı действовать в условиях насыщенной российской противовоздушной обороны. Россияне уже сбивали Bayraktar TB2, а более габаритный дрон будет еще заметнее на радарах.
Почти самолет. На что способен боевой Bayraktar Akinci и когда он появится в Украине
Фото: Akıncı оснащен украинскими двигателями (baykartech.com)
Заявленный практический потолок - 12 км, при максимальной нагрузке "Акинджи" поднимается более 9 км. На одних из первых испытаний с грузом в 1360 кг украинские двигатели АИ-450Т подняли беспилотник на 9188 метров.
"Я знаю, раньше рассматривался вариант с двигателем МС-500 от "Мотор Сич" мощностью 750 лошадиных сил. Он позволил бы набирать еще большую высоту, возможно, до 12 км с полной нагрузкой", - подчеркнул эксперт.
Такая высота сделает Akıncı недоступным для многих российских систем ПВО. Не только для "Стрели-10" и "Осы" с высотой поражения до 3,5 и 5 км, но и для "Торов", ограниченных 10 км. Что касается "Панцирь-С1" с заявленными 15 км, его возможности неоднократно подвергались сомнению. Определенную угрозу представляют "Буки" и С-300, но дальнобойные боеприпасы позволят работать без меры зоны поражения.
В любом случае, на данном этапе "Акинджи" только перспективный образец. Который Украина в ближайшие месяцы не получит и не опробует в боевом режиме.
"Рассказывать о том, что в России все плохо с ПВО, и они его ни разу не собьют, - это не профессионально. Как и говорить о том, что будут сбивать так же, как и Bayraktar TB2. Поэтому на тему "Akıncı против российской ПВО "в принципе вопрос ставить рано", - добавил Иван Киричевский.
Турецкие беспилотники Bayraktar будут производиться в Украине. В стране откроют завод по производству дронов, а также центр обучения управлению беспилотниками. Кроме того, следующее поколение турецких дронов будет летать с украинскими двигателями https://t.co/58wr06nQyg
— DW на русском (@dw_russian) February 3, 2022
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą