«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

šeštadienis, liepos 16, 2022

Prognozės. Фрэнсис Фукуяма: "Путин блефует, когда говорит, что они еще даже не начинали"



Фрэнсис Фукуяма: Украине надо торопиться, пока Путину не помог Трамп

16.07.2022 Михаил Бушуев / DW

Что произойдет в РФ после ухода Путина от власти, что может внести раскол в ряды Запада и какую стратегию стоит выбрать Украине - об этом DW расспросила философа и политолога Фрэнсиса Фукуяму.

<...>
DW: - Война России против Украины идет пятый месяц. Владимир Путин на днях заявил, что, цитата: "Все должны понимать, что мы по большому счету всерьез пока еще ничего не начинали". Слышали ли вы эту цитату и что вы о ней думаете?

Фрэнсис Фукуяма, профессор Стэнфордского университета:- Думаю, что он лжет, как он лжет о многих других вещах. Западные военные аналитики, которые изучают состояние российских вооруженных сил, отмечают, что сейчас армия РФ испытывает очень острую нехватку личного состава. Они потеряли, вероятно, до трети всего личного состава, который первоначально собрали и направили на разгром Украины. Оценки российских потерь только приблизительные, но, возможно, речь идет о порядка 20 000 убитых и, возможно, порядка 60 000 раненых. Плюс к этому пленные, и так далее.

Знаете, даже для такой большой страны, как Россия, это - отнюдь не маленькая военная операция. И, с военной точки зрения, все это практически катастрофа. Учитывая, что российская армия добилась лишь очень незначительного продвижения за два месяца с тех пор, как они начали концентрировать военные действия на Донбассе, и я полагаю, что у них не так много резервов, так что, с моей точки зрения, Путин блефует, когда говорит, что они еще даже не начинали.

- Что бы вы посоветовали Украине сегодня? Какой могла бы быть ее дальнейшая стратегия?

- Думаю, что наиболее реалистичная стратегия на данный момент - сосредоточиться на юге страны, вновь открыть Украине доступ к Черному морю, вернув Херсон и порты на Азовском море. Это важнее, чем Донбасс. Я думаю, что возвращение Донбасса будет довольно трудно осуществить в ближайшие несколько месяцев.

Но к концу лета мы можем увидеть реальный прогресс на юге. Для Украины это очень, очень важно - восстановить доступ к черноморским портам, чтобы возобновить экспорт всех своих сельскохозяйственных товаров, разорвать российскую блокаду Одессы. Я себе это так представляю, что именно на этом они собираются сосредоточиться. Они уже начали наступление в районе Херсона и добились там некоторого прогресса. Если, скажем, к сентябрю или октябрю они действительно освободят этот район, то это заложит предпосылки для начала серьезных переговоров о прекращении огня. Но я не думаю, что украинцы смогут добиться их до того, как откроют доступ к внешнему миру по Черному морю.

- Российский расчет при нападении на Украину очевидно включал убежденность в слабости Запада и том, что Запад не будет единым, чтобы помочь Украине выжить. Что грозит единству Запада, каким мы его видим сегодня? Может ли оно распасться после переизбрания Дональда Трампа?

- Есть две большие опасности. Первый тест ждет европейскую поддержку Украины следующей зимой. Россия уже фактически прекратила поставки природного газа. И я думаю, что с наступлением холодов у Европы возникнет реальная проблема с тем, чтобы найти замену российскому газу. Вторая опасность - та, о котором вы упомянули. Сложность заключается в том, что поддержка Украины со стороны республиканцев в США постепенно ослабевает. Трамп при этом находится на другой стороне - он настроен пророссийски, не проукраински.

Очевидно, что если он вернется в 2024 году на пост президента, это может решить все проблемы России на сегодня, потому что Трамп намерен вывести США из НАТО. Таким образом, Кремль достигнет своих главных целей просто благодаря изменению курса американской политики. Вот почему я считаю крайне важным, чтобы Украина добилась определенного прогресса и перехватила инициативу на поле боя в течение лета.

Ведь единство на Западе действительно зависит от того, верят ли люди в то, что в ближайшей перспективе вероятно военное решение проблемы. Если же возобладает мнение, что ситуация зашла в тупик, который будет продолжаться вечно, тогда, думаю, возникнут трещины в единстве Запада, и будет больше призывов к Украине отдать территорию, чтобы остановить войну.

- Как вы как политический философ определяете для себя существующий политический режим в России и что вы думаете о его долговечности? Следует ли миру в долгосрочной перспективе учиться жить с таким государством, какое представляет Россия сегодня?

- Россия сегодня больше, чем что-либо другое, напоминает мне нацистскую Германию. Ее единственная идеология - это крайний национализм, хотя и в менее развитой форме, чем он был у нацистов. Кроме того, этот режим очень слабо институционализирован и действительно вращается вокруг одного человека - Владимира Путина, который контролирует все основные рычаги власти.

Если сравнивать Россию с Китаем, то они оказываются очень разными. В Китае есть огромная коммунистическая партия, насчитывающая 90 миллионов членов. В ней действует крепкая внутренняя дисциплина. Там есть много правил, касающихся того, кто получает повышение и как управляется вся государственная система. В случае с Россией у вас такой институционализации государственного режима нет. Все действительно крутится вокруг президента и его конкретных решений. И поэтому, когда он уйдет, не ясно, что произойдет.

Я представляю себе это так, что возникнет большая борьба за власть между всеми силовыми министерствами и теми внутренними силами, которые являются основой его власти. Так что я не думаю, что это стабильный режим. Я не вижу у этого политического режима четкой идеологии, которую он способен был бы проецировать вовне. Я считаю, что люди, которые поддерживают путинский режим, - это просто те, кому по самым разным причинам не нравится Запад. Они могут быть левыми, как, скажем, руководство Венесуэлы, или правыми - в случае Венгрии. Но это и все, у нынешнего российского режима нет какой-то последовательной идеологии.

- У России сегодня много конфликтов с соседями, и один из них стал развиваться недавно - с Казахстаном. Как я вижу по вашей активности в Twitter, вы следили за политикой президента Казахстана Токаева. Достаточно ли сил у Казахстана, чтобы противостоять российскому руководству в том, что напоминает начинающуюся торговую войну между Россией и Казахстаном?

- Я не могу ответить на этот вопрос. Я просто не знаю достаточно о внутренней политике Казахстана. Но было очень интересно наблюдать за тем, какие шаги сделал в последнее время Токаев. Очевидно, что не только Казахстан, но многие страны в этом регионе очень недовольны ролью сателлитов России и стремятся к тому, чтобы осваивать новые политические пространства. Смогут ли они преуспеть в этом, - надеюсь, что смогут, но я просто знаю недостаточно, чтобы дать вам ответ.

- Еще один вопрос о концепции "конца истории", но в этом раз более серьезный. С выхода вышей книги прошло 30 лет. Глядя на глобальную ситуацию - с войной в Украине, начатой Россией, глядя на подъем Китая и различные кризисные явления в западном сообществе, что вы думаете о своей концепции сегодня?

- Смотрите, мы находимся в другой ситуации, чем 30 лет назад - за последние несколько лет произошли повсеместные сбои в развитии демократии, в том числе в США, Индии и других крупных демократических странах. Но прогресс истории никогда не был линейным. У нас были огромные беды в 1930-х годах, которые мы пережили. У нас была серия отскоков назад в 1970-х годах - в эпоху нефтяного кризиса и инфляции во многих частях мира.

Я не думаю, что идея исторического прогресса мертва. Никто не должен ожидать, что всегда все будет развиваться только вверх и вперед, но иногда случаются неудачи и остановки. Но базовые институты и лежащие в их основе идеи демократии по-прежнему сильны, они сохранились в течение очень длительного периода времени, и я рассчитываю на то, что они сохранятся и впредь.



War between Russia and West could spark 'dystopian future where London ceases to exist'


BRITAIN could be plunged into a bleak dystopian future where London ceases to exist if all-out war erupts between Russia and the West, according to a leading futurologist.

08:00, Wed, Aug 5, 2015 | UPDATED: 08:18, Wed, Aug 5, 2015  express.co.uk

A war between Russia and the West could spell disaster for the future

Relations between Moscow and Western countries have been particularly frayed in recent months due to the crisis and continued violence in Ukraine.

The conflict saw tensions reach a low point this summer as both the European Union (EU) and Russia imposed and extended their own sanctions on each other - with little signs of the bitter feud improving.

Dr Ian Pearson, whose job as a futurologist is to highlight "dangers and possibilities on the road ahead", warned of the peril that could ensue in the next century should tensions boil over in Moscow.

As well as the threat of Russia, he also suggested that Artificial Intelligence (AI) and deadly diseases are also capable of pushing mankind into a dystopian state of despair.

Speaking to Express.co.uk, Dr Pearson said: "Einstein had a brilliant observation on the Third World War.

"He said that we don't know what weapons the Third World War will be fought with, but the Fourth World War will be fought with sticks and stones.

"That's absolutely right, if we had a Third World War it would knock society right back to the Third of Fourth century or even the Stone Age.

"If it was an all-out war between American and the West versus Russia and China, then London would cease to exist and most other cities would."

All images were commissioned for the home entertainment release of Insurgent

Dr Pearson was shown an artist's vision of London, Edinburgh and Newcastle in a state of ruin as part of a re-imagined dystopian future.

The daunting picture of London shows The Shard up in flames and the Thames almost dried up following the breakdown of society.

But in a chilling analysis, Dr Person, who is also an author and worked as a rocket engineer for several years, said this shocking image was NOTHING compared to what could happen if nuclear war erupts.

He said: "If anything, [the images] were a little optimistic. Things like The Shard on fire, if you had a Third World War it would be a pile of rubble - it wouldn't be on fire.
If it was an all-out war between American and the West versus Russia and China, then London would cease to exist and most other cities would
"This would be one of the less dramatic dystopias really where you've got some fairly minor building damage.

"Realistically, if we had a major all-out war that went nuclear, you wouldn't be able to recognise London at all.

"These buildings are very recognisable but they probably wouldn't be standing if there was a nuclear war."

Speaking of whether the world could ever be plunged into a desolate dystopian future as seen in science-fiction movies, Dr Pearson said the "idea of a dystopian future is something that is entirely realistic".

He said: "Generally, the idea of a dystopian future is something that is entirely realistic. You've got lots of scientists, Stephen Hawking and various other people, talking about what happens if Artificial Intelligence gets too smart.

"We're seeing conflict in Ukraine, conflicts in the Middle East. We're seeing potential conflicts with Russia and the West on a larger scale.

"So there's all sorts of potential dystopias coming along and when society is disrupted by those futuristic wars, how would we all behave after that?"

All images were commissioned for the home entertainment release of Insurgent

As well as worldwide conflict, Dr Pearson also suggested that AI becoming smarter than humans, and deadly diseases could spell disaster for mankind.

Several scientists have often spoken out about the fear of AI essentially making mankind obsolete by completing tasks quicker than humanly possible.

Some have even predicted that computers could become so smart, they will not need any assistance from humans.

Other experts suggest that diseases could wipe out swathes of mankind, while leaving the rest hiding underground to escape contamination.

Dr Pearson said: "In terms of likelihoods, disease is reasonably likely as a cause and Artificial Intelligence going wrong is also reasonably likely.

"Of course deliberate conflict is always a problem, we have wars all the time. These are three quite likely scenarios this century where we could end up with a dystopia."

All images were commissioned for the home entertainment release of Insurgent

Dr Person described part of his job as "scenario planning" where he can lay out different eventualities for people to choose which path they want to go down.

He explained how by planning out different possibilities, it would then be up to society to avoid a dystopia happening.

One way of managing problems is by electing "better quality leaders" to take charge of countries around the world, Dr Pearson explained.

Dr Pearson, who has worked in engineering for almost 35 years, is a maths and physics graduate and has written several books and made over 600 TV and radio appearances.

He is also a Chartered Fellow of the British Computer Society and a Fellow of the World Academy of Art and Science, the Royal Society of Arts and Commerce, and the World Innovation Foundation.

His warning came ahead of the release of the film Insurgent, starring Kate Winslet, Naomi Watts, Shailene Woodley and Theo James.

The film is based on a dystopian world and the different dystopian cities within this future, which are based on personality traits of their residents.

• Insurgent is out now on Blu-ray and DVD, courtesy of Entertainment One




Futurologas – apie galimus scenarijus: būtų baisiau, nei visi įsivaizduoja

DELFI.lt  2015 m. rugpjūčio 7 d. 17:46 dr. IAN. Pearson futurologist.

Jeigu kils karas tarp Maskvos ir Vakarų šalių, Didžioji Britanija gali pasinerti į distopinę (priešingą utopinei) ateitį, kurioje Londono nebeliks, teigia gerai žinomas futurologas, kuriuo remiasi britų naujienų portalas express.co.uk.

Futurologas – apie galimus scenarijus: būtų baisiau, nei visi įsivaizduoja
© AP/Scanpix

Santykiai tarp Rusijos ir Vakarų yra jau ilgą laiką pakrikę dėl Ukrainos krizės ir šioje šalyje tebesitęsiančio smurto. Žemiausias taškas buvo pasiektas šią vasarą, kai tiek Europos Sąjunga, tiek ir Rusija įvedė naujas ir pratęsė jau galiojusias sankcijas, kas rodo, kad konfliktas vargiai bus išspręstas artimiausiu metu.

Futurologas dr. Ianas Pearsonas sako, kad jo darbas yra atkreipti dėmesį į „būsimas grėsmes ir tikimybes“. Jis perspėja apie grėsmę, kuri gali kilti per ateinantį amžių, jeigu įtampa Maskvoje nemažės.

Tačiau, anot dr. Iano Pearsono, grėsmę kelia ne tik Rusija, bet ir dirbtinis intelektas bei mirtinos ligos, kurios gali įstumti žmoniją į distopinę nevilties būseną.

„Albertas Einšteinas labai gerai pasakė apie Trečiąjį pasaulinį karą. Jis pasakė, kad mes nežinome, su kokiais ginklais bus kovojama Trečiajame pasauliniame kare, tačiau Ketvirtajame pasauliniame kare tikrai kovosime lazdomis ir akmenimis, – sakė dr. I. Pearsonas. – Jis pastebėjo visiškai teisingai, nes jeigu įvyks Trečiasis pasaulinis karas, jis nublokš žmoniją į trečiąjį ar ketvirtąjį amžių, ar net į akmens amžių. Jeigu kiltų pasaulinis Amerikos bei Vakarų karas su Rusija bei Kinija, tuomet Londonas nustotų egzistuoti, kaip ir daugelis kitų miestų.“

Neseniai dr. I. Pearsonui buvo parodyta vieno menininko vizija, kaip Londonas, Edinburgas ar Niukastlis atrodytų niūrioje ateityje. Tame paveiksle matyti degantis Londono dangoraižis „The Shard“ ir beveik išdžiūvusi Temzė.

Tačiau dr. I. Pearsonas mano, kad ši šokiruojanti vizija dar nėra tokia baisi, kaip viskas būtų iš tikrųjų, jeigu kiltų branduolinis karas.

„Jeigu kas nors atsitiktų, tai tokie vaizdiniai būtų per daug optimistiniai. Pavyzdžiui, degantis „The Sahrd“. Jeigu kiltų Trečiasis pasaulinis karas, iš jo nieko neliktų. Jis tikrai nedegtų. Tai būtų viena iš mažiausiai dramatiškų distopijų, kai pastatams padaroma tik nedidelė žala“, –sakė futurologas.

„Iš tiesų, jeigu kiltų pasaulinis karas, kuris peraugtų į branduolinį karą, nebeatpažintumėte Londono. Šie pastatai yra gerai atpažįstami, bet veikiausiai jų nebeliktų, jeigu kiltų branduolinis karas“, – sakė jis.

Kalbėdamas apie tai, ar ateityje gali išnykti žmonija, kaip rodoma mokslinės fantastikos filmuose, dr. I. Pearsonas sakė, kad „distopinės ateities idėja yra dalykas, kuris yra visiškai realistiškas.“

„Labai daug mokslininkų – Stephenas Hawkingas ir kiti – kalba apie tai, kas gali įvykti, jeigu dirbtinis intelektas taps per daug protingas. Matome konfliktą Ukrainoje, konfliktus Artimuosiuose Rytuose. Matome potencialių konfliktų tarp Rusijos ir Vakarų. Todėl egzistuoja daug potencialių distopijų. Ir kai tie futuristiniai karai išdarkys mūsų visuomenę, kaip mes visi tuomet elgsimės?“ – retoriškai paklausė mokslininkas.

Anot dr. I. Pearsono, grėsmę žmonijai kelia ne tik pasauliniai konfliktai, bet ir dirbtinis intelektas bei mirtinos ligos. Keli kiti mokslininkai taip pat baiminasi, kad dirbtinis intelektas taps protingesniu už žmones, ir šie išnyks, nes dirbtinis intelektas viską darys greičiau nei žmonėms bus įmanoma tai padaryti.

Kai kurie net prognozuoja, kad kompiuteriai taps tokie protingi, kad jiems tiesiog nebereikės žmonių.

O kita dalis mokslininkų mano, kad ligos išnaikins dalį žmonijos, o likusią jos dalį privers slėptis požemiuose vengiant užkrato.

„Kalbant apie tikimybes, liga yra realiai tikėtina priežastis, o taip pat ir dirbtinis intelektas. Žinoma, tyčiniai konfliktai visuomet yra problema, ir visuomet dėl to kyla karai. Tai yra trys tikėtini scenarijai šiame amžiuje, galintys privesti mus iki distopijos“, – konstatavo dr. I. Pearsonas. DELFI.lt



Доктор Пирсон 30 лет работает футурологом на полную ставку, а 40 лет системным инженером, с 1850 изобретениями во всех областях, от моды до блокчейна и космических путешествий. Имея 850 выступлений на телевидении и радио и восемь книг, д-р Пирсон является дипломированным членом Британского компьютерного общества и членом Всемирной академии искусства и науки. См. http://timeguide.wordpress.com/

Dr Pearson has been a full time futurologist for 30 years and a systems engineer for 40, with 1850 inventions across every field from fashion to blockchain to space travel. With 850 TV and radio appearances and eight books, Dr Pearson is a Chartered Member of the British Computer Society, and a Fellow of the World Academy of Art and Science. See http://timeguide.wordpress.com/

Komentarų nėra: