«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

sekmadienis, liepos 17, 2022

NATO. Украина стала участником программы по разработке технологий для НАТО




Украина стала участником программы по разработке технологий для НАТО


Членство в MIP позволит вносить изменения в ключевые стандарты Альянса.

Украина вошла в еще одну программу НАТО / фото president.gov.ua

Украина стала участником программы взаимосовместимости (MIP) НАТО, которая занимается реализацией технического сотрудничества армий стран-членов Альянса.

Об этом сообщает Министерство обороны.

В качестве ассоциированного члена MIP Украина получит право совместно разрабатывать и вносить изменения в ключевые стандарты НАТО о взаимодействии систем боевого управления, а также смежных стандартов.

По словам министра оборони Алексея Резникова, у Украины есть мощный IТ-потенциал. Так, при поддержке Трастового фонда C4 Украина-НАТО и программы MIP внесен большой вклад в развитие украинской системы мониторинга "Дельта", которая с 2016 года разрабатывается украинскими военными IТ-специалистами.

Украину уже оповестили о членстве официальными дипломатическими каналами. Также флаг государства будет включен в шаблон оформления всех документов программы MIP.

Как известно, MIP - это программа технологического сотрудничества Вооруженных сил государств-членов НАТО. Она создана на уровне национальных разработчиков информационных систем боевого управления и стремится достичь интероперабельности национальных систем категории C2IS.

Как ранее сообщал УНИАН, Верховным главнокомандующим Объединенных сил НАТО в Европе с 1 июля стал генерал армии США Кристофер Каволи, который специализировался на России.



Гарантии безопасности по дороге в НАТО: что у Зеленского хотят предложить Западу


ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ
Визит Владимира Зеленского в Донбасс. 5 июня 2022 года

Украина вместе с международными экспертами будет искать оптимальную для себя модель гарантий безопасности.

Этим займется специальная группа по вопросам международных гарантий безопасности для Украины, сопредседателями которой являются руководитель Офиса президента Андрей Ермак и бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен.

1 июля Группа по вопросам международных гарантий безопасности провела свое первое заседание, по результатам которого сопредседатели провели пресс-конференцию. Также ЕвроПравде удалось отдельно пообщаться с Расмуссеном, чтобы понять его видение оптимальной модели безопасности для Украины.

Несмотря на то, что первое заседание было скорее учредительным, поэтому конкретики озвучено было крайне немного, определенные выводы сделать все же можно. И некоторые из них принципиально важны.

Не вместо НАТО

О гарантиях безопасности Украины впервые заговорили еще в конце марта по результатам украинско-российских мирных переговоров в Стамбуле.

На эти переговоры украинская сторона привезла свои предложения по мирному соглашению. Тогда, по состоянию на чуть больше месяца полномасштабной войны, Киев был готов отказаться от планов вступления в НАТО.

Вместо этого предлагалась модель, согласно которой ряд государств мира (не только западные страны, но и РФ и Китай) дают Украине  гарантии безопасности . При этом без разрешения этих гарантов безопасности Украина даже не могла проводить военные учения (подробнее об этом – в статье Ни мира, ни гарантий. Детали и последствия переговоров Украины и РФ в Стамбуле ).

Такое предложение Киева, впрочем, оставалось актуальным недолго. Возвращение контроля над Киевщиной, Черниговщиной и Сумщиной, а вместе с тем изобретенные следы массовых военных преступлений россиян, заставили украинские власти подкорректировать свою позицию.

О включении РФ в перечень стран-гарантов речь больше не шла. Некоторые другие страны заявили о готовности стать гарантом безопасности для Украины, однако без гарантий прямой военной помощи, как изначально требовал Киев.

Но главное – долгое время система гарантий безопасности для Украины рассматривалась как альтернатива членству в НАТО, от планов вступления в которое Украине якобы придется отказаться.

Это подтверждалось и риторикой украинской власти, которая долгое время была очень критической к Альянсу и его помощи в войне с Россией.
Теперь можно точно утверждать: такой риторике пришел конец.
Это подтверждает недавний саммит Альянса, во время выступления на котором Андрей Ермак заявил, что "Украина не сойдет со своего пути к полноценному членству в НАТО". Несколько ранее подобные заявления делали и другие представители команды Зеленского. 

Брифинг 1 июля только подкрепил эту тенденцию. И Андрей Ермак, и Андерс Фог Расмуссен единодушны: система гарантий безопасности никоим образом не означает отказ от стремлений стать членом НАТО.


 
"Это не будет означать отказ Украины от ее долгосрочной цели - обрести членство в НАТО. Есть четкое понимание, что это не замена Альянса, а обеспечение безопасности на тот период, пока будет продолжаться процесс обретения членства", - сказал Расмуссен.

Он добавляет, что гарантии безопасности не должны содержать никаких ограничений для Украины относительно численности ее вооруженных сил.

Правда, Расмуссен сразу добавляет: в ближайшее время говорить о вступлении Украины в НАТО не стоит.

"Все же это не вопрос ближайшего будущего, а пограничные споры с Россией делают эту задачу более сложной. Так что лучше бросить свои силы не на получение ПДЧ или членства в НАТО, а на гарантии, которые будут действовать уже сейчас", - объясняет он.

Между ЕС и Азией

Впрочем, остается открытым ключевой вопрос: какими же могут быть гарантии безопасности для Украины в ситуации, когда ни один из потенциальных гарантов не соглашается обещать дать Украине гарантии, сопоставимые со ст. 5 НАТО.

Тем более что Андерс Фог Расмуссен уточняет: "Это должны быть настоящие гарантии, а не такие, как давал так называемый Будапештский меморандум".

Бывший генсек НАТО признает: Украина не сможет получить гарантий, подобных недавно предоставленным Швецией и Финляндией Великобританией. Напомним, эти гарантии будут действовать до окончательного завершения вступления этих стран в Альянс, когда их заменит уже упомянутая статья 5.
 
"В настоящее время Украина находится в других условиях, чем эти страны, и таких гарантий Украине никто не даст. Поэтому этот путь не является примером для нас", – объясняет он.

По словам Расмуссена, эксперты рассматривают все существующие модели безопасности, в первую очередь те, которые были предоставлены азиатским странам (Японии, Южной Корее или Тайваню).

"Также мы рассматриваем и схемы обеспечения безопасности, которые были в прошлом, например Бельгии, чью безопасность гарантировал ряд стран, и эта модель действовала в течение 75 лет ( речь идет о Лондонском соглашении 1839 года, которое действовало до начала Первой мировой войны ). Ни одна из этих моделей не может полностью подойти Украине, однако некоторые элементы из них могут оказаться полезными", – добавляет он.
Еще одна потенциальная модель безопасности – гарантии безопасности в рамках Евросоюза.
"Действительно, у ЕС есть норма, которая гарантирует своим членам поддержку в случае агрессии. Однако как именно этот механизм действует, пока сказать сложно. Мы должны тщательно его изучить, а вдобавок – рассмотреть возможность распространения этих гарантий не только на членов, но и на кандидатов в члены Евросоюза", – объясняет Расмуссен.

При этом он не исключает, что кто-то из ведущих западных стран, например США или Британия, согласится предоставить Киеву дополнительные гарантии: "Безопасная модель для Украины вполне может быть многоуровневой. Многостороннее соглашение, которое подпишет ряд стран, уже проявивших к этому заинтересованность, могут дополнить одно или несколько двусторонних соглашений со странами, готовыми взять на себя больший уровень гарантий".

Также в рабочей группе уточняют: кроме военных гарантий модель безопасности должна включать и экономическую составляющую, ведь мощная экономика является также одной из составляющих национальной безопасности.

* * * * *

Несмотря на то, что работа экспертной группы только стартовала, Андрей Ермак обещает, что первые рекомендации будут подготовлены уже в июле, то есть в течение месяца.

Сейчас в рабочей группе 10 участников (в том числе экс-премьер Австралии Кевин Радд, а также представители США, Польши и Швеции), однако их количество может увеличиться.

"Мы будем работать очень быстро, а если в нашу группу будут добавляться эксперты, то они уже будут включаться в работу", – добавляет он.

Пока сложно прогнозировать, какой может быть модель, приемлемая для западных стран, которые не собираются лично воевать с Путиным, но при этом дает достаточные гарантии Украине.

Напоследок ЕвроПравда спросила Расмуссена: если представить шкалу безопасности, по которой членство в НАТО будет иметь наивысший 10-балльный уровень, то какой уровень безопасности может дать Украине система гарантий безопасности?

"Не думаю, что я смогу дать такую ​​оценку, это еще требует длительного анализа. Однако наша цель – сделать все возможное, чтобы максимально приблизиться к десятке", – ответил эксгенсек.

Автор: Юрий Панченко,
редактор "Европейской правды"



Андерс Фог Расмуссен: Самый большой риск в том, что цель Путина – затягивание конфликта

КИЕВ, СУББОТА 02 ИЮЛЯ 2022 08:00 rbc.ua

Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен (все фото: Виталий Носач / РБК-Украина)
АВТОР: МИЛАН ЛЕЛИЧ

Андерс Фог Расмуссен в блиц-интервью РБК-Украина – о возможных планах Путина, затяжной войне и конфликте России с НАТО.

Международные гарантии поствоенной безопасности Украины активно обсуждались в середине весны, потом внимание к этом теме несколько снизилось. Это неудивительно – о том, что война не закончится в ближайшие месяцы, открыто говорят лидеры ведущих стран Евросоюза, делая акцент на поставках оружия и другой помощи для Украины.

Следовательно, пока что все зависит от ситуации на полях боевых действий. Тем не менее, переговоры с зарубежными странами относительно гарантий безопасности продолжаются. Как отметил в разговоре с РБК-Украина экс-генсек НАТО (2009-2014) Андерс Фог Расмуссен, послевоенное будущее рано или поздно наступит, хоть мы и не знаем когда – и Украине надо будет обезопаситься от угрозы повторного российского вторжения.

Расмуссен прилетел в Киев, чтобы поучаствовать в первом заседании рабочей экспертной группы по вопросам международных гарантий безопасности, сопредседателем которой он является наряду с главой Офиса президента Андреем Ермаком.

– На брифинге вы говорили о гарантиях безопасности для Украины. Но вам не кажется, что в перспективе нескольких месяцев эта тема будет не очень актуальна, так как все будет решаться на поле боя, а не за столом переговоров?

– Я согласен с вами в том, что сейчас самое главное – обеспечить прогресс Украины на поле боя. Конечно, сейчас важнее всего выиграть войну или хотя бы обеспечить, чтобы Путин не добился успеха. Но я думаю, что наряду с полем боя пора также подумать о том, как мы можем избежать подобных вторжений в будущем.

Когда-то наступит послевоенное время, мы еще не знаем, когда, но это будущее наступит. И в этом будущем мы должны гарантировать, что вторжение не повторится. Нам нужны гарантии безопасности для Украины, и это цель группы (по вопросу международных гарантий безопасности для Украины, – ред.).

– Насколько вероятно, что эта война затянется и будет длиться годами? И в целом время играет в пользу Украины или России?

– Это хороший вопрос. Прежде всего, я думаю, что самый большой риск сейчас – это затянувшийся конфликт. Россияне – мастера затяжных конфликтов. Вы только посмотрите на Грузию – в Южной Осетии это длится с 2008 года, в Крыму – с 2014-го, на Донбассе тоже. В Молдове, в Приднестровье они уже десятилетиями. Так что они специалисты в этом.

И меня беспокоит то, что затяжной конфликт служит целям Путина, потому что он считает, что пока на востоке Украины будет тлеющий или замороженный конфликт, он будет препятствовать тому, чтобы Украина добилась реального прогресса, прогресса в сближении с Евросоюзом, с НАТО, также прогресса в экономике.

Он знает, что, если конфликт на востоке Украины будет продолжаться, восстановление будет проходить тяжелее. Так что я думаю, что самый большой риск сейчас в том, что его цель (Путина, – ред.) – это затягивание конфликта. Он не может одержать полную победу. Но с другой стороны, он просто попытается тянуть это бесконечно.

– На ваш взгляд, что можно будет считать победой Украины? Восстановление полного контроля над всей своей территорией в пределах международно признанных границ военным путем? Или возможны какие-то промежуточные варианты – отвоевать часть территории, а уже потом начинать переговоры по Крыму, по отдельным районам Донбасса, которые были оккупированы еще до февральского вторжения?

– Как датчанин я не буду давать определение "победы". Я думаю, что украинский народ, украинский президент, украинское правительство должны решать, что такое победа, какая ситуация вас удовлетворит.

Но, конечно, я бы сказал, что победа — это выбросить всех россиян с украинской территории. Потому что пока российские войска находятся на украинской земле, конфликт будет продолжаться. Потому что после всех этих человеческих и материальных потерь украинский народ не сдастся. Таким образом, у вас будет конфликт, у вас будут партизанские действия, у вас будут нападения, у вас будет движение сопротивления и т. д.

И пока у вас есть этот конфликт, как я уже говорил ранее, усилия по восстановлению будут сложными. Так что не мне определять, что такое победа. Это решать украинскому народу.

– Украинская власть и общество очень часто критикуют наших западных партнеров, страны-члены НАТО за то, что поставки оружия слишком медленные, недостаточные и так далее. Согласны ли вы с тем, что можно и нужно делать намного больше?

– Я думаю, что можно и нужно делать больше. Впрочем, я также думаю, что общая скорость работы выросла благодаря настойчивым обращениям Украины к ее партнерам в Западной Европе и Америке.

Вам удалось действительно ускорить доставку оружия, и вы также получаете более тяжелое оружие, более дальнобойное оружие. Мы должны предоставлять вам необходимое оружие. Многое надо сделать, но многое и уже сделано.

– Что вы думаете о неформальном соглашении западных стран не поставлять Украине определенные виды вооружений, такие как истребители или танки? Это было подтверждено президентом Франции Эммануэлем Макроном. Вы видите в этом смысл? И видите ли вы стремление некоторых европейских стран до сих пор "не провоцировать Путина" своими действиями?

– Позвольте мне начать с второго вопроса. Я определенно не согласен с теми голосами, которые предостерегают "от провоцирования Путина" или призывают нас "не унижать Путина".

– И "сохранить ему лицо".

– Есть один выход из этой ситуации – вывод российских войск из Украины. Я думаю, что бы мы ни делали, россияне всегда смогут представить это как "провокацию". Давайте поступать правильно, то есть поставлять Украине то вооружение, которое ей нужно, в том числе больше дальнобойной артиллерии. Что касается самолетов… Я не думаю, что они являются решающим фактором прямо сейчас.

Но в целом я бы сказал, что мы не должны исключать никаких действий, направленных на то, чтобы сдерживание (действий России, – ред.) было эффективным. Вы всегда должны держать все варианты на столе. Вы должны держать своего противника в неуверенности относительно ваших намерений и того, как вы будете реагировать.

Поэтому я думаю, что в целом, особенно в начале этого конфликта, слишком многие лидеры НАТО слишком стремились рассказать Путину, чего они не собираются делать. Я думаю, что это подрывает эффективное сдерживание. Так что мы должны держать все варианты на столе.

– По вашему мнению, НАТО должно предоставить Украине план действий по членству (ПДЧ) прямо сейчас? Или, возможно, какую-то другую дорожную карту, которая бы подтверждала перспективу вступления Украины в Альянс? И если бы у Украины уже был ПДЧ, эта война все равно бы случилась? Конечно, это всего лишь предположение.

– Это предположение. Но я был за то, чтобы дать Украине план действий по членству еще в 2008 году. Я думаю, что было ошибкой не предоставить его, потому что это дало неверный сигнал Путину. И лично я был бы готов предоставить план действий по членству Украине и сейчас.

Но я думаю, что работа в нашей группе (по гарантиям безопасности, – ред.) более важна, потому что речь идет о том, как обеспечить гарантии безопасности для Украины в ближайшее время. И позвольте мне напомнить вам, что план действий по членству не является гарантией членства, это дорожная карта к членству. Но наша группа даст рекомендации, как можно обеспечить гарантии безопасности и в краткосрочной перспективе. Я думаю, это важнее.

– Вы видите риск прямого вооруженного конфликта между НАТО и Россией в течение следующих нескольких месяцев или, может быть, лет?

– Мне хотелось бы, что я мог ответить четким "нет". Но после российских угроз в отношении Литвы из-за вопроса транзита через эту страну, я должен предостеречь и заявить, что если Россия коснется литовских берегов, это будет ситуация пятой статьи (договора о НАТО, относительно коллективной обороны – ред.), которая инициирует решительный военный ответ НАТО. Это конфликт с Россией.



Экс-генсек НАТО Расмуссен возглавит консультативную группу по Украине


Руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак на заседании ведомства заявил, что украинская сторона намерена разработать эффективные гарантии международной безопасности для сдерживания России в будущем. Он подчеркнул, что Будапештский меморандум 1994 года стал для Украины негативным опытом, поэтому страна категорически отказывается повторять дипломатические ошибки прошлого. Украинский президент Владимир Зеленский уточнил, что для разработки новых гарантий безопасности будет создана консультационная группа, которую возглавит господин Ермак вместе с бывшим генсеком НАТО Андресом фон Расмуссеном.

Будапештский меморандум — межгосударственное соглашение, подписанное в 1994 году лидерами России, Украины, США и Великобритании. В соответствии с документом Украина отказывалась от размещения ядерных вооружений на своей территории и признавала свой безъядерный статус, в обмен на что другие стороны договора давали ей гарантии безопасности и выплачивали компенсацию. Мировое сообщество рассматривает присоединение Крыма к России в 2014 году и начавшийся тогда же конфликт на Донбассе как нарушение положений меморандума.

«Мы должны остановить Россию, восстановить в полном объеме территориальную целостность и суверенитет Украины и лишить Россию возможности продолжения игры в историческую реконструкцию в будущем… Мы нуждаемся в эффективных гарантиях для сдерживания будущей агрессии со стороны России — военных, политических, дипломатических, институциональных, финансовых и других. Эти гарантии должны быть включены в юридически обязательные и должным образом ратифицированные международные соглашения с государствами-гарантами»,— рассказал господин Ермак в ходе заседания по вопросам международных гарантий безопасности, стенограмма которого доступна на сайте президента Украины.

Владимир Зеленский также поблагодарил Андреса фон Расмуссена «за непосредственное участие в процессе, за согласие возглавить вместе с Андреем Ермаком платформу, которая может фундаментально создать конкретные гарантии безопасности для Украины». Он не уточнил, когда новая комиссия начнет работу и на каком уровне она будет функционировать.

Господин Ермак пояснил, что у украинского руководства имеется видение «охватываемых гарантиями плоскостей», которое политик описал через тезисы:

  • обеспечение способности Украины реализовывать право на самозащиту;
  • дальнейшее беспрепятственное предоставление вооружений ВСУ;
  • восстановление оборонного потенциала Украины;
  • ежегодная финансовая помощь для развития украинского оборонного сектора;
  • углубление международного сотрудничества по обеспечению безопасности в разных сферах;
  • формирование системы многосторонних договоров на случай военной агрессии против Украины;
  • введение механизма оценки угроз и вызовов безопасности;
  • усиление санкционной политики, которое должно вынудить Россию полностью компенсировать причиненный украинской стороне ущерб и вывод войск из Украины;
  • создание механизма внедрения превентивных санкций на будущее.

В апреле президент Украины Владимир Зеленский сообщил, что Украина передала свои предложения о гарантиях безопасности ряду западных стран. По мнению британского премьера Бориса Джонсона, гарантии для Украины должны отличаться от положений существующих систем коллективной защиты..



Андрей Ермак и Андерс Фог Расмуссен провели первое заседание Группы по вопросам международных гарантий безопасности для Украины

1 июля 2022 года - 19:13 president


Андрей Ермак и Андерс Фог Расмуссен провели первое заседание Группы по вопросам международных гарантий безопасности для Украины

В Киеве состоялось первое заседание Группы по вопросам международных гарантий безопасности для Украины, сопредседателями которой являются руководитель Офиса Президента Украины Андрей Ермак и бывший Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.

Открывая заседание, Андрей Ермак отметил в речи, что беспрецедентной задачей этой группы является наработка эффективных всесторонних гарантий безопасности для Украины, которые защитили бы ее от новой потенциальной агрессии со стороны России.


«Эти гарантии должны быть включены в юридически обязательные и должным образом ратифицированные международные соглашения с государствами-гарантами», – подчеркнул он.

Андрей Ермак отметил, что Украина имеет крайне негативный опыт заверений в сфере безопасности в рамках Будапештского меморандума и категорически отказывается его повторять.

Руководитель Офиса Президента отметил, что необходимо обеспечение способности Украины реализовать право на самозащиту. В частности, речь идет о дальнейшем предоставлении современных конвенционных вооружений и боевой техники без ограничений и политически обусловленных препятствий.

Следующим важным элементом, по словам Андрея Ермака, является построение системы двусторонних и/или многосторонних договоров, предусматривающих подробные механизмы действий гарантов в случае агрессии против Украины.

Он также рассказал, что последним блоком гарантий должна быть санкционная политика, которая должна стать эффективным инструментом для предотвращения повторения агрессии. Именно поэтому внедренные пакеты санкций и ограничительных мер должны действовать не просто до полного вывода российских войск из Украины, а пока Россия не выполнит два условия: предоставит надлежащие заверения и гарантии неповторения агрессии против Украины и обеспечит полную компенсацию ущерба, причиненного нашему государству и гражданам.

Также предусматривается действенный механизм внедрения превентивных санкций на будущее – в случае возникновения угрозы агрессии.

Андрей Ермак напомнил, что идея Президента Владимира Зеленского состоит в том, чтобы гарантии безопасности для Украины в будущем стали основой новой мировой системы безопасности.

«Формат U24 (United24) – это своеобразная служба спасения для стран. Клуб ответственных государств, которые в течение 24 часов оказывают конкретную помощь – военно-техническую, экономическую, политическую, гуманитарную. Которые оперативно и без промедления внедряют санкции и привлекают другие ограничительные механизмы против агрессора», – сказал он.


В свою очередь Андерс Фог Расмуссен отметил, что эта группа должна подготовить рекомендации относительно того, какие гарантии безопасности могут быть предоставлены на тот период, пока Украина не присоединится к НАТО, ведь соответствующее намерение закреплено в Конституции Украины.

Он призвал опытных политиков и ученых, вошедших в группу, думать нетрадиционно и нешаблонно, работать эффективно и целенаправленно, чтобы выработать идеи по обеспечению гарантий для Украины.

В ходе первого заседания Группы по вопросам международных гарантий безопасности для Украины Андрей Ермак и Андерс Фог Расмуссен представили ее участников. Приглашенные политики и ученые отметили, что очень рады присоединиться к этой сверхважной инициативе, и выразили восхищение лидерством Президента Украины и героизмом украинского народа.

Бывший Премьер-министр Австралии Кевин Радд среди прочего отметил, что во время работы группы следует тщательно проанализировать последствия привлечения разных стран мира к кругу гарантов безопасности Украины.

Экс-заместитель министра обороны США Мишель Флурной убеждена, что должны быть найдены практические шаги по недопущению подобной агрессии против Украины в будущем. По ее мнению, обязательно нужны четкие обязательства по усилению оборонных возможностей Украины.

Бывший министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг считает, что наработка гарантий безопасности для Украины важна для всего мира, и стоит обратить внимание на то, можно ли превратить эти гарантии в механизм многосторонних обязательств.

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Андрей Костин в свою очередь отметил, что система гарантий безопасности должна обезопасить Украину от потенциальной агрессии в будущем. Кроме того, очень важно, чтобы не оправдались надежды России на то, что страны, которые очень поддерживают Украину, откажутся предоставить ей четкие гарантии безопасности после завершения войны.


В состав группы вошли: бывший Премьер-министр Австралии Кевин Радд, экс-заместитель министра обороны США по политическим вопросам Мишель Флурной, бывший Премьер-министр Швеции и экс-министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, бывший глава МИДа Великобритании Уильям Хейг, экс-министр по охране окружающей среды, охране природы и ядерной безопасности ФРГ Норберт Реттген, экс-глава МИДа Польши и депутат Европарламента Анна Фотига, директор программы «Расширенная Европа» Европейского совета по международным отношениям, французский дипломат Мари Дюмолан, президент Итальянского института международных политических исследований, дипломат Жампьеро Массоло, директор Центра восточных исследований (OSW), польский политолог Адам Эберхардт, политический эксперт Роксана Кристеску, народный депутат Украины, глава Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Андрей Костин.

Члены рабочей группы действуют как эксперты от своего имени и не представляют правительства своих стран или организации, в которых они работают.

Проектными менеджерами группы с украинской стороны будут Александр Бевз и Дарья Заривная, со стороны организации Rasmussen Global – Фабрис Потье и Гарри Недельцу.



Выступление руководителя Офиса Президента Андрея Ермака на первом заседании Группы по вопросам международных гарантий безопасности для Украины

1 июля 2022 года - 16:16  president

Выступление руководителя Офиса Президента Андрея Ермака на первом заседании Группы по вопросам международных гарантий безопасности для Украины

Уважаемые коллеги!

Мы встречаемся в день, который был поворотным для истории. 1 июля 1916 года началась битва на Сомме, которая стала переломным моментом Первой мировой войны.

Исторические параллели никогда не бывают точными, но их никогда не следует воспринимать буквально. Они не о повторении истории. Они – о предотвращении ее повторения. Но не для всех. Европа годами говорила: «Никогда снова», Россия также годами провозглашала: «Можем повторить». И повторяла. Раз за разом и шаг за шагом она шла по пути исторической реконструкции. Создавала в современности собирательный образ имперского прошлого. Результат мы видим сегодня в Украине. И от нас с вами зависит, промежуточным он будет или финальным. Либо мы приближаемся к украинской Сомме, либо впереди нас ждет новый раздел Европы.

Мы знаем, что в мире даже сейчас, после Бучи и Мариуполя, есть такие деятели, которые думают, что Украиной можно пожертвовать ради мира на планете и предотвращения глобальной катастрофы. Знаем, что есть такие, кто считает: стоит дать России то, чего она хочет, и восстановить business as usual. Только as usual уже не будет. Россия показала свою полную несостоятельность договариваться. Соглашения должны нарушаться – один из основополагающих принципов российской realpolitik. Второй принцип – право на эти нарушения принадлежит исключительно России. Это означает, что никакая договоренность не будет окончательной, и Кремль потребует еще и еще. Будет шантажировать соседей, партнеров, мир все новыми и новыми кризисами.

Поэтому нам необходимо комплексное и надежное решение. Мы должны остановить Россию, восстановить в полном объеме территориальную целостность и суверенитет Украины и лишить Россию возможности продолжения игры в историческую реконструкцию в будущем. Мы рады тому, что НАТО осознает, с чем имеет дело. Характеристика России как «наиболее значимой и прямой угрозы» безопасности Альянса очень точная. Но эту угрозу нужно нейтрализовать прямо сейчас. Потому что без Украины или со слабой Украиной сделать это будет намного сложнее. Если вообще реально.

Перед нашей группой стоит титаническая и, не побоюсь этого слова, беспрецедентная задача – разработать соответствующие конкретные рекомендации.

Украина имеет крайне негативный опыт заверений в безопасности в рамках Будапештского меморандума. Мы категорически отказываемся его повторять. Будапешта-2 не будет. Мы нуждаемся в эффективных гарантиях для сдерживания будущей агрессии со стороны России – военных, политических, дипломатических, институциональных, финансовых и других. Эти гарантии должны быть включены в юридически обязательные и должным образом ратифицированные международные соглашения с государствами-гарантами.

В общих чертах расскажу о нашем видении охватываемых гарантиями плоскостей.

В первую очередь отмечу: мы осознаем, что никакие обязательства от третьих сторон не способны заменить собственного мощного оборонного потенциала Украины. Поэтому считаем необходимым обеспечение способности Украины реализовать право на самозащиту.

Этот блок гарантий будет включать, в частности, дальнейшее предоставление современных конвенционных вооружений и боевой техники без каких-либо ограничений и политически обусловленных препятствий.

Быстрое восстановление оборонного потенциала Украины является одним из важных факторов предотвращения повторения агрессии. Поэтому нам потребуется ежегодная финансовая помощь для развития оборонного сектора. Кроме того, мы рассчитываем на углубление сотрудничества в области информационной, кибернетической и морской безопасности, а также обмена и анализа разведывательной информации. В частности, для своевременного выявления признаков подготовки вооруженной агрессии против Украины.

Следующий блок – это действия по сдерживанию новой агрессии. Оперативная поставка Украине всего необходимого для обеспечения всеобъемлющей реализации права на самозащиту, включая вооружение, оборудование, финансовую и другую помощь, является краеугольным камнем этого блока. Следует построить систему двусторонних и/или многосторонних договоров, которые будут предусматривать подробные механизмы действий гарантов на случай агрессии против Украины.

Необходимыми элементами этого блока мы считаем постоянный механизм оценки угроз и вызовов безопасности и взаимного информирования о них, а также механизмы срочных двух- или многосторонних консультаций.

Последним блоком гарантий должна быть санкционная политика. Она должна стать эффективным инструментом для предотвращения повторения агрессии. В настоящее время внедренные пакеты санкций и ограничительных мер должны действовать не только до полного вывода российских войск из Украины. Их действие должно продолжаться, пока Россия не выполнит два условия. Во-первых, она должна дать надлежащие заверения и гарантии неповторения агрессии против Украины. Во-вторых, она должна обеспечить полную компенсацию ущерба, причиненного нашему государству и гражданам. Также предусматривается действенный механизм внедрения превентивных санкций на будущее – в случае возникновения угрозы агрессии. В то же время необходимы гарантии срочного внедрения согласованного и синхронного международного режима санкций в случае, если агрессия все-таки произойдет.

Это важно не только для Украины и других соседей России. Кровавая война в Сирии – яркий пример того, что от агрессора могут пострадать любые народы на нашей планете.

Когда практика подтвердит действенность гарантий для Украины, они могут быть распространены на другие страны. Идея Президента Владимира Зеленского состоит в том, чтобы гарантии безопасности для Украины в будущем стали основой новой мировой системы безопасности. Формат U24 (United 24) – своеобразная служба спасения для стран. Клуб ответственных государств, которые в течение 24 часов оказывают конкретную помощь – военно-техническую, экономическую, политическую, гуманитарную. Которые оперативно и без промедлений внедряют санкции и активируют другие ограничительные механизмы против агрессора. Такой формат будет очень действенным на фоне паралича ООН и может стать основой для ее реформирования.

Впереди много работы. Задания, которые перед нами стоят, являются настолько же значимыми, насколько и сложными. Но у нас есть ответственность перед будущими поколениями.

Знаете, на полях Херсонщины растут маки. Так же, как и на полях Фландрии. Очень важно, чтобы и они тоже превратились в символ ужаса, навсегда отошедшего в прошлое. И чтобы лозунг «Никогда снова» был воплощен в жизнь. По-настоящему.



Глава СНБО Данилов: «НАТО будет защищать свои конвои с оружием для Украины. 

NEXTA Live, 2022-03-13 12:00 PM

Глава СНБО Данилов: «НАТО будет защищать свои конвои с оружием для Украины. Если хоть одна пуля, один снаряд упадёт на конвой, то это будет считаться нарушением пятой статьи».

Данилов сделал это заявление, сославшись на слова генсека НАТО Йенса Столтенберга. Дело в том, что вчера замминистра МИД РФ Рябков намекнул на то, что россияне могут атаковать иностранные конвои с военной помощью.

Komentarų nėra: