«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

antradienis, lapkričio 21, 2023

Ekonomika. Николаевские судостроительные заводы

 

Посол Дании в Украине: Николаевские судостроительные заводы могут конкурировать с верфями в Польше, Корее, Китае
Зачем жителям 6-миллионной страны, расположенной в тысячи километрах от Украины, помогать нашему государству и когда датское правительство и бизнес от грантов перейдут к инвестициям в украинскую экономику?


ПОСОЛ ДАНИИ ОЛЕ МИККЕЛЬСЕН / GETTY IMAGES

Королевство Дания за время Великой Русско-Украинской войны стало одним из ключевых союзников нашего государства в борьбе с агрессором. Этот тезис можно проиллюстрировать только двумя фактами: Дания является одной из двух стран, которые предоставят Украине истребители F-16, и Дания лучше всех услышала призыв президента Владимира Зеленского взять шефство над восстановлением регионов.

Скандинавская страна подставила плечо Николаеву и Николаевщине, отягощенным последствиями частичной оккупации области россиянами, полуокружением города и терроризмом оккупантов. Методическое уничтожение инфраструктуры создало риск гуманитарной и санитарной катастроф накануне минувшей зимы. Благодаря помощи Дании николаевцы были с водой и теплом.

Главным "мостом" между правительством Королевства и Украиной является посол Оле Эгберг Миккельсен. Он регулярно встречается с представителями государственных и местных властей, чтобы понять потребности общин. Говорит, что этим исполняет волю датского народа.

"Данцы воспринимают то, что произошло в Буче, Ирпене и Харькове как такое, что может произойти в Копенгагене"

— Когда вы поняли, что нападение России на Украину неизбежно?

— На самом деле я заранее понимал, что происходит. В ночь с 23 на 24 февраля я был во Львове, в гостиничном номере. В тот вечер приходил бесконечный поток плохих новостей.

Раньше я служил в Польше, немного понимаю польский язык, поэтому следил за польскими новостями. В 4 часа увидел экстренную новость, атаку на аэропорт Борисполь, летевшие туда ракеты и взрывы. До сих пор помню это, и, пожалуй, буду помнить до конца жизни.

Тогда я понял, что агрессия России не ограничится востоком Украины, это будет полномасштабная атака. С тех пор я занимаюсь вопросом украинской стойкости.
 
Оле Эгберг Миккельсен в освобожденном Херсоне в ноябре 2022 года. / ИСТОЧНИК:  TWITTER

— Дания вдали от Украины, вдали от России, вряд ли находится под прямой угрозой агрессии со стороны России. Датчане вряд ли ощущают на себе последствия русско-украинской войны. Почему Дания помогает Украине?

— Я думаю, что, несмотря на географическое расстояние, ценностно мы находимся на одной стороне. Мы можем говорить на разных языках, находиться в разных частях Европы, но я чувствую, проведя здесь более трех с половиной лет, что мы разделяем те же фундаментальные ценности – демократию, свободу, свободу и верховенство права. Это то, что нас объединяет.

События 24 февраля вызвали шок в датском обществе. Все поняли с первого дня, что не только Украина подверглась нападению, но и вся Европа. Это нападение задело и нас, хотя прямых последствий в виде боевых действий или чего-то подобного не было.

Датчане видят кадры из Бучи, Ирпеня, Бородянки, Харькова, со всех уголков Украины, и видят более-менее похожие на наши города. К примеру, Буча и Бородянка похожи на зеленые пригороды Копенгагена. Это не Африка, не Афганистан, Европа. Я думаю, что это влияет на наше восприятие.

Так что для нас это нечто, что может произойти в нашей собственной стране. Поэтому я думаю, что большинство датчан будут воспринимать, что ваша свобода – это наша свобода. Если вы потеряете свою свободу, мы тоже потеряем свою свободу. Большинство датчан сочтут, что ваша борьба – это и наша борьба, и мы должны вас поддерживать.

Я отношусь к поколению, пережившему "Холодную войну", стал дипломатом до того, как рухнула Берлинская стена, и в те времена Дания была прифронтовой страной. Мы были в десяти минутах полета от Восточной Германии. Во время "Холодной войны" Дания испытала огромное влияние от разделения Европы.

Сейчас линия фронта находится дальше к востоку. Это хорошо для нас. Но я думаю, что война в Украине дает многим датчанам, по крайней мере, моему поколению, ощущение того, как это быть на линии фронта, быть под угрозой.

Конечно, мы являемся членом НАТО, наша ситуация безопасности кардинально отличается, но это также является причиной того, почему мы не колеблемся в своей поддержке. Нет ни одной политической партии, которая бы говорила об уменьшении помощи Украине или мирных переговорах.

Датская поддержка непоколебима и, конечно, это облегчает мою работу как посла.


— Финансовая помощь Дании Украине превысила 3 ​​миллиарда евро. Это около 0,5 ВВП вашей страны. Есть ли датское правительство проблемы с объяснением необходимости этих расходов для собственного народа?

— Существует сильный политический консенсус по поддержке Украины с точки зрения оборонного оборудования, вооружения, гражданской поддержки. Основная часть нашей поддержки – это военная помощь, на нее приходится около 80%.

Не возникает никаких вопросов относительно величины и объема ни гражданской, ни военной компоненты. Практически нет вопросов, как долго мы собираемся это делать. Стандартный ответ – столько, сколько потребуется. Это может занять много времени, но мы готовы к этому.

— Повлиял ли ввод в эксплуатацию газопровода Baltic Pipe в 2022 году и отказ от российского газа на решимость Дании помогать Украине?

— Я не думаю, что это сыграло какую-нибудь роль. Я работал послом Дании в Польше с 2016 по 2020 год, и как раз в то время трубопровод запустили в эксплуатацию.

Датчане восприняли российскую атаку как жестокую, неспровоцированную агрессию против мирной демократической страны в самом сердце Европы. Дания поддерживает Украину не только через правительство, есть много частных инициатив. Мы получаем электронные письма и телефонные звонки от датчан, которые хотят что-то сделать для Украины, почти каждый день.

Этим летом я был в отпуске в маленьком датском провинциальном городке. Моя жена любит вязать, мы зашли в местный магазин и посреди него стояла большая корзина, размером со стол, с вывеской: "Мы вяжем носки для украинских солдат".
 
ИСТОЧНИК:  TWITTER

Это удивительно, что в маленьком провинциальном обществе обычные женщины думают об украинских солдатах. Никто не говорил им это делать, это была их собственная инициатива. Это иллюстрация того, что среди датчан есть глубокое сочувствие.

— Наш министр Дмитрий Кулеба сказал, что Украина превзошла дипломатию. Она стала смелой, подчас настолько агрессивной, что граничит с грубостью, очень публичной и очень цифровой. Чувствуете ли вы это на себе и пересмотрели ли вы свои взгляды на дипломатию?

— Мы видим новые подходы как на физическом поле боя, так и на цифровом. Я считаю, что Украина хорошо справлялась в плане коммуникации, в налаживании связей со своими друзьями и союзниками, а также со всем международным сообществом.

Я был поражен тем, как вы общаетесь. Как дипломат я также обращаю внимание на развитие, которое происходит в сфере цифровой дипломатии, общения в социальных сетях, и я считаю, что Украина показала пример того, как использовать разные медиаплатформы.

Дания имеет партнерство с городом Николаевом, и на день рождения Ее Величества Королевы Маргрете II местные детские хоры записали песню на украинском языке, на мелодию традиционной датской поздравительной песни, и опубликовали видео . Это было очень эмоционально.

Это был прекрасный пример того, как вы можете достучаться до людей, и это оказывает огромное влияние на общественное мнение. А вам нужно уметь коммуникировать, потому что ваш враг тоже коммуникирует. Если вы не общаетесь, они будут определять повестку дня.

Николаев как маленькая Дания на Черном море

— Вы говорили, что у вас есть видение Николаева как Дании на Черном море. Из каких элементов состоит это видение?

— Мне нравится это видение, но на самом деле это идея мэра Александра Сенкевича. Когда президент Зеленский обратился в наш парламент 29 марта 2022, он попросил Данию взять шефство над городом Николаевом и Николаевщиной.

Я спросил Сенкевича: "Почему вы так увлечены Данией, почему не выбрали другую страну?" Он ответил, что хочет, чтобы его город стал маленькой Данией на Черном море, таким же богатым, столь же зеленым, таким же некоррумпированным.

Этот год был очень сложным. Город жил под ежедневными обстрелами, поэтому я сказал, что мы должны дать надежду людям, что однажды этот кошмар закончится. Мы помогли городу подготовиться к зиме, забили окна фанерой, установили водоочистные станции.

Сейчас мы перешли на следующий этап, сосредотачиваемся на восстановлении физической и социальной инфраструктуры, а также на базовых вещах. К примеру, несколько недель назад я был в Николаеве и передал мусоровозы. Какое отношение мусоровозы имеют к данско-украинским отношениям? Где нет мусоровозов, там нет восстановления, поэтому люди не вернутся в Николаев.

Сейчас проводится так много конференций по восстановлению и восстановлению, но недостаточно внимания уделяется конкретным вещам. Я не люблю конференцию. Нам нужно действовать. Нельзя ждать мира и большого плана восстановления. Надо начинать уже сейчас.

До войны мало датчан слышали о Николаеве. Теперь они знают по крайней мере два города – Киев и Николаев. Мы делаем все возможное, чтобы помочь николаевцам вернуться в нормальную жизнь, несмотря на то, что до линии фронта 70 километров.

Местные жители не хотят получать помощь и благотворительность. Они хотят сами позаботиться о себе. Это гордые люди. Они хотят как можно быстрее возобновить работу своих предприятий, и мы уделяем большое внимание тому, чтобы сделать это возможным.

Мы предоставляем кредиты и гарантии. Многие кредиторы говорят: "Нет, мы не хотим кредитовать, потому что слишком близко к линии фронта. Если обстреляют завод, то мы потеряем деньги". Мы отвечаем, что это риск, который мы готовы взять на себя, и уже добились определенных успехов.

Мы помогли одному из заводов по переработке томатов вернуться к работе, чтобы люди начали работать, платить налоги, возвращать семьи. Таким образом, мы сможем поддержать как социальное, так и экономическое развитие города, несмотря на близость к линии фронта.


- Несколько слов о судостроении. Как вы будете поддерживать эту сферу? Это будут образовательные программы или строительство верфей?

— Ведем диалог с Университетом кораблестроения имени адмирала Макарова, ведь кораблестроение – это часть ДНК Николаева. ВУЗы сильно повреждены, но здание все еще структурно прочно, его можно отстроить.

Возобновление работы заведения вернет молодежь, а также, надеемся, иностранных студентов. Раньше это было существенным источником дохода, потому что они платили за обучение.

У нас также есть видение, что николаевские судостроительные заводы могут быть модернизированы и конкурентоспособны на международном уровне, конкурировать с верфями в Польше, Корее, Китае, и мы не видим причин, почему бы им этого не делать. У вас есть хорошие специалисты, сварщики, сильные традиции.

Конечно, сейчас это сложно из-за военной ситуации. Порт практически заблокирован, нельзя вводить и выводить суда, но со временем, надеюсь, город снова станет городом судостроителей, и я думаю, что здесь есть огромный потенциал. Датские компании готовы помочь в этом.

Дания больше не строит корабли, потому что это слишком дорого. Но у нас все еще есть военно-морские конструкторские бюро, морские инженеры и мощные традиции судоходства. Около 10% мировой торговли осуществляется датскими судами. Поэтому мы видим много возможностей для сотрудничества, для взаимодействия, которое было бы взаимовыгодным.

В мире много украинских моряков, поэтому уже сейчас есть точки соприкосновения. Мы рассматриваем наше партнерство с Николаевом как способное стимулировать и вернет судостроительную традицию в город.

ИСТОЧНИК:  TWITTER

— В интервью ЭП украинский архитектор Олег Дроздов выразил опасение, что Украине грозит новая культурная экспансия со стороны западных стран. Если они будут самостоятельно разрабатывать генеральные планы городов, будут принимать решения о строительстве и восстановлении, выступать в роли "богов", "белых людей" для туземцев. Будете ли вы привлекать украинских специалистов в процесс восстановления Николаева? Будут ли местные жители вовлечены в принятие решений?

– Безусловно. Мы из этого и исходим – помочь и вдохновить. Но это Украина, потому решение должны принимать украинцы. У вас демократия, есть избранные мэры, городские советы, вы уже являетесь частью европейской страны с сильным демократическим наследием. Что мы можем сделать как ваши партнеры, так это принести вдохновение.


Мы испытываем в Николаеве сильное желание перенять принципы градостроительства, применяемые в Дании, пытаясь создавать города для людей, а не для машин, и планировать город таким образом, чтобы можно было пользоваться велосипедами, в целом сделать городскую среду гораздо более дружественной.

Месяц назад в Николаеве был велопробег, на него пришло около 500 человек. Датские и украинские градостроители и архитекторы совместно разработали велосипедный план для Николаева.

В нашем партнерстве речь идет не только о восстановлении физической инфраструктуры, но и о человеческих контактах, культурах. Мы провели кинофестиваль в Николаеве и многие горожане были рады заняться чем-то, не связанным с войной. Это напоминало им о жизни до войны и до русского нападения.

Мы надеемся, что сможем привезти туристов из Николаева в Данию, а из Дании – в Николаев, как только ситуация безопасность позволит это сделать.

Датские инвестиции в Украину: первые контракты уже подписаны

- Когда Дания планирует перейти с грантов на инвестиции в Украину? В каком формате вы это видите – датские компании будут открывать филиалы в Украине, создавать совместные предприятия или кредитовать украинских предпринимателей?

- Дания уже переходит от грантов к инвестициям. Мы понимаем, что здесь возможны риски, но нельзя ждать, пока закончится война. Иностранные инвестиции в Украину являются важнейшим компонентом восстановления, и Дания прилагает серьезные усилия к тому, чтобы способствовать работе бизнеса в Украине, не в последнюю очередь в Николаевской области.

Датский Фонд поддержки Украины, запущенный в 2023 году, имеет мощные составляющие, охватывающие частный сектор. Дания может выдавать кредиты и инвестиционные гарантии некоторым датским и украинским бизнесам.

Относительно многих конкретных проектов сейчас нельзя разглашать подробности по соображениям безопасности, поскольку они расположены на территориях, которые испытали тяжелые последствия войны и угрозы там существенны. Но могу сказать, что контракты подписаны.

— У Дании есть компании с мировым именем – Maersk, Novo Nordisk, Carlsberg и другие. Можете ли вы приоткрыть их дальнейшие планы по Украине? Ведутся ли переговоры по мероприятию в Украине тех компаний, которых еще нет на нашем рынке?

— Многие крупные датские корпорации уже действуют в Украине, и им удается поддерживать и даже расширять свою деятельность во время войны. Например, компания ДТЭК в этом году запустила новую ветровую электростанцию ​​"Тилигульская" в Николаевской области, а датская компания Vestas обеспечила ветровые турбины, что также является важным примером того, как Украина может продолжать зеленый переход в энергетике.

Также в этом году компания Carlsberg инвестировала в Украину 40 миллионов евро, увеличив объем производства на 80%, что, пожалуй, является крупнейшей иностранной инвестицией в Украину в этом году.

Многие другие, большие или меньшие, датские компании, выражают заинтересованность в том, чтобы закрепиться в Украине, что мы ясно увидели на недавней конференции Rebuild Ukraine в Варшаве. Дания и посольство готовы содействовать и консультировать тех, кто размышляет над таким шагом.


— Запрет на валютные операции от Национального банка все еще является значительным препятствием для инвестиций? Ведется ли диалог с властью по этому вопросу?

— Действительно, запрет создает сложности для некоторых действующих в Украине иностранных компаний. Впрочем, на этот счет мы ведем качественный диалог с украинскими органами власти, и в этом году состоялось некоторое продвижение относительно разрешений на репатриацию иностранной валюты. Мы и дальше поощряем Украину установить правильный баланс в рамках возможного спектра действий.

— Как в датском обществе воспринимают идею вступления Украины в ЕС? Будет ли ваша страна ставить особые требования и критерии для Украины?

— В Дании считают, что Украина справедливо должна занять свое место в европейской семье. Как всегда, страны-кандидаты на вступление в ЕС должны выполнить некоторые требования, не в последнюю очередь в сфере демократии, верховенства права и рыночной экономики, также известные как "копенгагенские критерии".

Украина достигла поразительного прогресса даже несмотря на чрезвычайные сложности, связанные с войной, и Дания готова и дальше содействовать этим процессам, чтобы приближать Украину к членству в ЕС. Важным приоритетом является дальнейшая борьба с коррупцией, в которой Дания играет ведущую роль, поскольку внедряет Антикоррупционную инициативу ЕС.




Komentarų nėra: