«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

antradienis, rugpjūčio 23, 2022

Trikampis. Треугольник Киева, Лондона и Варшавы

 

Треугольник, но не союз: что не так с альянсом Киева, Лондона и Варшавы и как это исправить

23 АВГУСТА 2022, 16:04 eurointegration
АЛЕНА ГЕТМАНЧУК,СЕРГЕЙ СЛАДКИЙ, ЦЕНТР "НОВАЯ ЕВРОПА"

ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПРЕЗИДЕНТА ПОЛЬШИ
Президент Польши Анджей Дуда и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон прибывают на пресс-конференцию после встречи на Даунинг-стрит, 10. Лондон, 7 апреля 2022 года

В отличие от Киева, в Варшаве и Лондоне не хватает запроса на развитие украино-польско-британского "союза", не говоря уже о том, что именно определение "союз" воспринимается в этих двух столицах довольно неоднозначно.

Ни в Лондоне, ни в Варшаве не готовы ответить на вопрос, что три страны в рамках треугольника могут делать такого, что они не могли бы делать в двустороннем формате.

Даже по тем трекам, которые могли бы иметь развитие в формате треугольника – как базовая подготовка украинских военных британскими инструкторами на территории Польши, – британцы пошли другим путем, привлекая отдельные страны мира к тренировке наших бойцов в самой Британии.

В то же время, не исключено, что запрос на такой "союз" появится в будущем, особенно по сценарию повторного избрания президентом США Дональда Трампа.

Вид из Варшавы

В Польше, в отличие от Украины, преобладает достаточно сдержанный подход к этому формату взаимодействия.

Среди факторов, влияющих на довольно сдержанную по сравнению с украинской (и даже британской) позицию Польши, можно выделить следующие:

- Нежелание польского правительства попасть под атаку внутренней оппозиции – политической, экспертной и медийной, которая может "прочесть" в подобных идеях желание польских властей подготовить почву для выхода из НАТО или ЕС.

– Само название "союз", как позиционировали это в Киеве, вызывает определенную настороженность, ведь в нем видится что-то юридически обязывающее.

– Исторические факторы, сводящиеся к тому, что в истории Польши Британия не оправдывала свой статус надежного союзника.

Относительно Украины, сложные исторические вопросы отошли на второй план в связи с полномасштабным вторжением РФ, это признали даже критически настроенные к нам в последние годы среды так называемых "кресовяков".

Однако косвенно исторические моменты все же били рикошетом и по идее украинско-польско-британского альянса.

Речь идет прежде всего об аббревиатуре УПА (Украина-Польша-Англия), которой полушутя называли новообразованный "союз" в отдельных украинских медиа и социальных сетях, что, конечно же, не осталось незамеченным в Польше, где любая идея с такой аббревиатурой обречена на провал .

Что касается сторонников более тесного трехстороннего сотрудничества между Украиной, Польшей и Британией, то они исходят из следующих аргументов:

- Такой формат уникальный шанс привлечь на сторону Украины и Польши Британию – ядерное государство и постоянного члена Совета безопасности ООН.

- Союз с Британией должен стать сигналом для Германии и Франции, разочарование действиями которых по поводу сдерживания российской угрозы есть как в Украине, так и в Польше.

– Военное взаимодействие в трехстороннем формате продолжается давно. Эта идея не возникла внезапно, ниоткуда, а к моменту обнародования имела определенную почву – и военную, и дипломатическую.

Поэтому пока в Польше консенсусным видение, что этот формат сегодня нужен как еще один формат помощи Украине – не больше и не меньше.

В такой ситуации польские эксперты и дипломаты считают более приоритетной и перспективной идею Люблинского треугольника, чем украинско-польско-британского "союза".

Кроме того, идея развития малых альянсов в Польше не вызывает такого энтузиазма, как у Украины и даже Британии. Следовательно, для Украины для Польши ключевым приоритетом на сегодняшний день является двусторонний трек.

Взгляд из Лондона

Интерес Великобритании к развитию отношений с Украиной был достаточно неравным, характеризовался значительными спадами, но бывали и резкие взлеты – как, например, весной 2022 года.

Медийная эйфория в Украине о безоговорочной поддержке Британии может порой производить неточное впечатление о приоритетах Лондона.

Несмотря на это, российская агрессия, как бы парадоксально это ни звучало, открыла окно возможностей для углубления сотрудничества между двумя странами.

Показательный момент: хотя идея о треугольников сотрудничестве принадлежит украинской стороне, непосвященные наблюдатели часто приписывают авторство Лондону. В первую очередь потому, что одним из первых сообщила о таком сотрудничестве министерша иностранных дел Великобритании Лиз Трасс.

Декларирование идеи имело немалое медийное сопровождение (особенно в Украине, в Польше и меньше всего в Британии). Но на операционном уровне проект оставался почти мертвым, никто особо эту тему в дипломатическом ведомстве Соединенного Королевства не продвигал.

Можно выделить следующие причины, не позволяющие Лондону включиться в запуск треугольника более серьезно:

- внутренняя политика. Великобритания не впервые объясняет дефицит внимания к Украине насыщенной внутриполитической повесткой дня. Очередные и досрочные выборы – они постоянно служили неформальным оправданием провисания поддержки Украины по отдельным направлениям.

- непонимание выгод для себя. В Лондоне до сих пор не до конца понимают, в чем добавлена ​​стоимость этого проекта. Тем более когда двустороннее сотрудничество между двумя странами почти образцовое – регулярный политический диалог; серьезное взаимодействие в сфере сохранности; поддержка будущего восстановления Украины и т.д.

- Восточная Европа в принципе не относилась к сфере особого интереса Лондона. В программном документе Соединенного Королевства Integrated Review , например, Индо-Тихоокеанскому региону посвящено отдельное подразделение, в то время как об Украине содержится лишь два беглых упоминания в более широких контекстах.

Несмотря на это, ситуация не выглядит печальной – нельзя сказать о полном отсутствии интереса со стороны Лондона.

В специализированных британских кругах интерес все же есть, по крайней мере, на рабочем уровне – проходят соответствующие встречи, консультации с привлечением представителей разных ведомств и на разных уровнях (министерства иностранных дел и обороны, конечно, играют здесь ключевую роль).

На рабочем уровне интерес Лондона к трехстороннему взаимодействию можно объяснить следующими мотивами:

- одинаковое понимание угроз. Великобритания, Польша и Украина – естественные и логические партнеры, поскольку имеют одинаковое понимание угроз, исходящих от России. Причем Британия демонстрировала это понимание гораздо раньше и четче, чем многие другие западные демократии, долго пытавшиеся примирить Путина переговорами.

– "Глобальная Британия". Многие британцы (особенно из лагеря сторонников Brexit) чувствовали себя обиженными, считая, что членство в ЕС сковывало внешнюю политику Лондона, не позволяло ей развернуться на должном уровне. Следовательно, перед британскими дипломатами стоит задача доказать величие Британии, ее ключевую и незаменимую роль в глобальной политике.

- значительные двусторонние наработки. Украина не в первый раз участвует в создании региональных альянсов.

- персональный интерес. Если Лиз Трасс станет премьер-министром, с высокой вероятностью можно предположить, что треугольник получит больше внимания со стороны Великобритании. Ведь команда Трасс, причастная к инициированию треугольника, скорее всего, переместится в премьерский офис.

Как запустить работу треугольника?

Не "союз". В Лондоне и Варшаве к треугольниковому взаимодействию относятся именно как к углубленному трехстороннему партнерству. Определений типа "союз", "альянс", которыми достаточно часто оперируют в Киеве, чиновники в двух других странах пытаются избегать. Не следовало бы акцентировать внимание на них и Украине.

Безопасность (Украина) как основа треугольника. И в Польше, и в Британии рассматривают треугольник прежде всего как еще один формат помощи Украине, и такой подход оптимален на период, пока продолжается война России.

Для усиления НАТО и интеграции Украины в Альянс. У Британии и Польши своя сложная история отношений с ЕС, однако обе страны – инициативные члены НАТО, поддерживающие будущее членство Украины в Альянсе.

Следовательно, отдельные проекты Североатлантического союза могли бы внедряться в трехстороннем формате (если на уровне НАТО они по разным причинам тормозятся).

С другой стороны, три страны могут выступить с идеями, как расширить трехстороннее взаимодействие за счет присоединения других членов НАТО.

Стратегический диалог безопасности.  Он мог бы стать одним из ключевых измерений дальнейшего взаимодействия Киева, Лондона и Варшавы.

Напомним, время от времени польские политики предлагали создавать новые переговорные площадки для диалога с Россией, в которые, в частности, могли бы быть включены соседи Украины.

При условии интереса в Польше и Великобритании в рамках треугольника можно было бы обсуждать будущее архитектуры безопасности в Европе, трансформацию России, создание предпосылок для минимизации угроз, которые и дальше будут происходить от России.

S&T партнерство . Сотрудничество в оборонной сфере также могло бы стать важным измерением треугольника. Британский обзор Integrated Review свидетельствует об интересе Лондона к обновлению собственных вооруженных сил.

Принцип S&T ( science and technology  – наука и технология) при этом рассматривается как ключ к достижению стратегического превосходства Соединенного Королевства в мире.

Британия также заинтересована в создании сети международных S&T партнерств. Украина может проявить инициативу для того, чтобы научно-техническая составляющая была одной из основополагающих в рамках треугольников сотрудничества.

Военно-воздушная сфера. Британия, Польша и Украина могут проводить более активный диалог с другими союзниками для сотрудничества в военно-воздушной сфере (например, обучение на территории Польши).

Глава штаба ВВС США генерал Чарльз Браун заявлял о возможности предоставления Украине западных истребителей. Среди возможных вариантов он перечислил американские истребители, шведский Gripen, французский Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon.

Последний может представлять определенный интерес для Киева в рамках диалога с Великобританией.

Треугольник + действующие инициативы . Отдельного внимания заслуживает изучение вопроса о привлечении треугольника к партнерским проектам, которые Великобритания давно уже поддерживает.

В частности, Joint Expeditionary Force (JEF) / Объединенные экспедиционные силы – многонациональные экспедиционные силы, созданные в 2015 году Великобританией: кроме Соединенного Королевства, в них входят еще девять североевропейских союзников, среди которых Дания, Финляндия, Эстония, Исландия Латвия, Литва, Нидерланды, Швеция и Норвегия.

Треугольник "Украина-Польша-Британия" может оказаться слишком тесным для "Глобальной Британии", поэтому есть смысл рассмотреть возможность приобщения к существующим инициативам Лондона.

Также следует изучить вопросы более тесного взаимодействия украинско-польско-британского трио и Люблинского треугольника, которые могут дополнять друг друга.

Восстановление и безвиз. Восстановление Украины – еще одно из предложений, которое могло бы стать важным направлением трехстороннего взаимодействия.

Великобритания станет организатором следующей конференции по восстановлению Украины, которую планируется провести в 2023 году.

Украина, Польша и Великобритания могли бы выступить с рядом совместных инициатив по восстановлению. Кстати, именно под это мероприятие Лондон имеет символическую возможность продемонстрировать союзнические симпатии к украинцам, упростив визовый режим (например, сняв высокую плату за визы) или вообще отказавшись от них.

Достижение безвиза действительно будет важным сигналом, поскольку именно этот вопрос давно бросает тень на украинско-британские отношения.

 
Авторы: Алена Гетьманчук, Сергей Сладкий,
Центр "Новая Европа"

Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта "Ужесточение аналитических способностей принятия решений в сфере внешней политики с помощью гражданского общества", который реализуется при поддержке Представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине в 2022 году. Содержание материалов отражает исключительно точку зрения авторов публикации. 

Komentarų nėra: