Евгений Бабушкин / Snob
Сегодня
Сегодня
Сто человек посадили, двоих — повесили, троих — повесили дважды: в первый раз веревка оборвалась. Так 25 июля 1826 года закончилась первая в России коллективная попытка вразумить власть. Два века прошло, а такие попытки до сих пор опасны для здоровья. «Сноб» продолжает цикл «Цитаты, за которые вас посадят». Сегодня мы цитируем декабристов, и будьте осторожны, нажимая «лайк» и «репост»
;Иллюстрация: Getty Images
О свободе
Народы постигли святую истину, что не они существуют для правительства, но правительства для них должны быть устроены. И вот причина борений во всех странах; народы, почувствовав сладость просвещения и свободы, стремятся к ним; правительства же, огражденные миллионами штыков, силятся оттолкнуть народы в тьму невежества. Но тщетны их все усилия: впечатления, раз полученные, никогда не изглаживаются. Свобода, сей светочь ума, теплотвор жизни, была всегда и везде достоянием народов, вышедших из грубого невежества. И мы не можем жить подобно предкам нашим, ни варварами, ни рабами.
Петр Каховский. Письмо Николаю Первому
О равенстве
В манифесте объявляется:
— свободное отправление богослужений всем верам;
— уничтожение права собственности, распространяющейся на людей;
— равенство всех сословий пред законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомство ближайших судов гражданских;
— объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин — все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу, и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные пошлины для торгов, приобретать всякого рода собственность, как то: земли, дома в деревнях и городах, заключать всякого рода условия между собою, тягаться с друг другом пред судом.
Сергей Трубецкой. Манифест к русскому народу
О братстве
Все Русские равны перед законом. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшия совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом. Каждый Русский обязан носить общественныя повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того закон. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается поелику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены на благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.
Никита Муравьев. Проект Конституции
О евреях
Нужно назначить Сборный пункт для Еврейскаго Народа и дать несколько войска им в подкрепление. Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какия Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиятскую и там заняв достаточныя места и Земли устроить особенное Еврейское Государство.
Павел Пестель. «Русская правда»
О русских
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил
И над нами,
Бедняками,
Будто с плетью посадил?
Кто им барство присудил
И над нами,
Бедняками,
Будто с плетью посадил?
Александр Бестужев. Агитационные песни
О рабстве
Почти везде денежный недостаток вынуждал правительство обращаться к народу, который взамен денежных пособий получал уступки, права и преимущества. У нас вышло противное: истощение государственной казны заставило прибегнуть к винному откупу и в разврате народном искать поруки за его ничтожество. Многие, извлекая корысть из заблуждений, не убеждаются никакими рассуждениями и не преклоняются никакими просьбами. Жертвуя всем для личной выгоды, ложно понимаемой, они продают своих братьев, как животных, или истребляют их, как вещь. Владельцы более человеколюбивые, составляющие большинство, безотчетно и по другим побуждениям следуют путем не менее ложным. Они воображают, что вещественное благосостояние, доставляемое крепостным, достаточно уже вознаграждает их за потерю гражданских прав и за усыпление умственных способностей. Присваивая право располагать судьбою крепостных и устраивать их счастье, они не понимают, что это присваивание нарушает начала в законах нравственного порядка, по коим настоящее и будущее благо каждого зависит от собственного произвола.
Михаил Лунин. Письма
О счастье
Вопрос. Что значит быть свободным и счастливым?
Ответ. Без свободы нет счастия. Святый апостол Павел говорит: ценою крови куплены есте, не будите раби человеком.
Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?
Ответ. Оттого, что цари похитили у них свободу.
Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?
Ответ. Да, конечно, бог наш рек: болий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.
Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией?
Ответ. Нет! Христос сказал: не можете богу работати и мамоне; оттого-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.
Вопрос. Что ж святый закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?
Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нечестия, поклясться: да будет всем един царь на небеси и на земли — Иисус Христос.
Сергей Муравьев-Апостол. «Православный катехизис»
О царе
Школы все казармы,
Судьи все жандармы.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
А граф Аракчеев
Злодей из злодеев.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
А Волконский — баба,
Начальником штаба.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
Судьи все жандармы.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
А граф Аракчеев
Злодей из злодеев.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
А Волконский — баба,
Начальником штаба.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
Кондратий Рылеев. Агитационные песни
Об эффективном менеджменте
Скажут, что собственные выгоды помещиков заставляют их пещись о благе их крестьян. Так, конечно. Но точно таким же образом собственные выгоды людей вообще долженствовали бы заставить их жить между собою в мире и любви, без ссор, без процессов, без обманов, без воровства, без грабежа. Но между тем мы видим, что везде есть законы, охраняющие права всех и каждого, защищающие невинность и наказующие преступление, — и уверены в необходимости сих законов. Почему же, не полагаясь на собственные выгоды и на благоразумие людей вообще, мы полагаемся на благоразумие и на собственные выгоды помещиков и их произволу предоставляем судьбу крестьян, им подвластных? На что из святого правила делать такие исключения?.. Неужели в XIX веке, неужели когда-либо можно было с справедливостию утверждать, что права личные, права собственности, неразлучные с достоинством человека, не могут принадлежать всем людям вообще? Правосудие, которым люди живут в обществе, которым держатся государства, должно быть равно действительно, равно благодетельно для всех и каждого.
Николай Тургенев. «О крестьянах»
О ссылке
Горько надоел я всем,
Самому себе и прочим:
Перестать бы жить совсем!
Мы о чём же здесь хлопочем?
Ждёшь чего-то впереди...
Впереди ж всё хуже, хуже;
Путь грязней, тяжеле, уже —
Ты же всё вперёд иди!
То ли дело лоно гроба!
Там безмолвно и темно,
Там молчат мечты и злоба:
В гроб убраться бы давно!
Самому себе и прочим:
Перестать бы жить совсем!
Мы о чём же здесь хлопочем?
Ждёшь чего-то впереди...
Впереди ж всё хуже, хуже;
Путь грязней, тяжеле, уже —
Ты же всё вперёд иди!
То ли дело лоно гроба!
Там безмолвно и темно,
Там молчат мечты и злоба:
В гроб убраться бы давно!
Вильгельм Кюхельбекер. «Горько надоел я всем»
Komentarų nėra:
Rašyti komentarą