«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

ketvirtadienis, rugpjūčio 17, 2023

Karo vaikai. Дневники украинских детей, которые покажут в Амстердаме

 

"Я был очень голоден, пока сидел в подвале. Теперь хочу стать шеф-поваром": дневники украинских детей, которые покажут в Амстердаме

17 августа 2023 года  Анастасия Поя, журналистка УП. Жизнь


Во время войны дети пробуют " исповедоваться " на бумаге, в заметках, через видео либо аудиозапись. 

Они рассказывают о своих страхах, переживаниях, планах на будущее.  

Проект "Дневники войны : неуслышанные голоса украинских детей " собрал 14 историй детей из разных областей Украины, которые писали о своих эмоциях в первые дни большого вторжения и, порой, делают это по сей день. 

17 августа в мэрии Амстердама начнется выставка ежедневников, где будут представлены все истории. Некоторые из них публикует "Украинская правда. Жизнь". 

Екатерина Кришкевич из Лимана в Донецкой области, 15 лет


Фото: reewungjunerr/ Depositphotos

Утром 24 февраля 2022 года Катя не спала – высокая температура и разгар болезни не способствовали крепкому сну, поэтому девушка просматривала видео в интернете. 

В пять утра, когда ее мать разбудил рингтон телефонного звонка, семья Кати узнала о начале полномасштабной войны. 

Когда я об этом (войну – ред.) узнала, мой мир рухнул. 

Я не могла подумать, что это может произойти снова. Неужели придется снова ехать в неизвестном направлении, прощаться с близкими для меня людьми » , – пишет Катя в первых абзацах своего электронного дневника, который начала вести поближе к полуночи 24 февраля. 

Относительно него у девушки было одно желание выписать и оставить там все страхи и переживания. 


Фото: Serdynska/ Depositphotos

Первый день вторжения запомнился нескончаемыми новостями, пишет Катя. Мысли о войне смешивались с недавно вполне реалистичными планами – поехать с подругой Аней к соседнему с Лиманом Славянска, сходить в кино и погулять, например. 

Сегодня же девушка поднимает тему смерти и рассказывает, что со страхом смерти знакома с 2014 года – тогда знакомство произошло в подвале, где с семьей Катя пряталась от ракет и слышала отзвук взрывов в городе. Ей в тот момент было пять. 

Сейчас страх смешивается со злобой, продолжает Катя, а злоба в конце концов приводит к апатии. 

" Я даже не могу подойти к маме. Я вижу, как ей страшно. Я очень ее люблю и так не хочу видеть то, как она падает духом", – добавляет Катя в дневнике и обещает себе быть сильной перед мамой и не показывать своего страха . 

Следующие заметки Катя совершила 4 марта. Пишет, что атмосфера в Лимане "ужасающая" и что в городе "паника чувствуется в воздухе". 

" Баноматы пустые, магазины пустые. Сегодня я готовила сухарики на случай, если в дальнейшем не будет завоза в магазинах и не будет еды. Но из-за стресса я съедаю все сразу же" , – рассказывает девочка. 

Далее Катя вспоминает об учебе. Отмечает, что школу перевели на дистанционное обучение и никто из учеников на уроки не появляется. 

Прошло 8 дней великой войны, которые для Кати длились как месяц. По рассказу девушки никто из ее друзей тогда об эвакуации из города не думал. 

" Сейчас вечер, я смотрю какой-то сериал, параллельно играю в игру, стараюсь занять себя всем и сразу, но все равно не могу отвлечься. Нам ввели комендантский час", – пишет Катя . 

В тот вечер девушка услышала, как матери позвонили по телефону и предложили выехать из Лимана, но женщина отказала.

" Я поддержу ее (маму – ред.) в любом решении, ведь понимаю, как ей тяжело. Но надежда умирает последней, поэтому я надеюсь, что мы поедем ", – добавляет девушка в дневнике. 


Фото: efired/ Depositphotos

Утром 5 марта Катя писала его из автобуса. Сообщает, что решение об эвакуации мама приняла утром – через полчаса семья собрала вещи, кошку Муху положили в рюкзак, потому что не было переноски.

" Мама бегала и искала необходимые вещи, я собирала бабушку и кошку. Я рада, что мы уехали. Сегодня мы едем в Днепр, а завтра куда-то дальше, наверное во Львов", – записывала в дневнике девушка . 

Мария Филипченко из села Бердянское в Запорожье, 14 лет 


Мария начала писать дневник 25 февраля на свой день рождения. На завтрак был торт, рассказывает девушка, в подарок получила часы и ноутбук. 

"Интернета нет, поэтому я не много могла в нем (ноутбуке – ред.) быть. К вечеру пропал даже 4G, я не могла писать в телефонном дневнике, поэтому сейчас пишу в скетчбуке", – выводит девушка на бумаге. 

Заметки Марии. Фото предоставлено проектом

На следующий день, по словам Марии, о войне напоминало разве что отсутствие сети. Казалось, что длится обычный день: мать загрузила стирку и пошла во двор к курам, папа сидел на кухне, бабушка была в зале. Мария находилась в подвале. 

К реальности семью вернул ракетный обстрел – три российских снаряда попали в дом дяди Валика неподалеку. Мужчины тогда не было дома, поэтому это его спасло, добавляет Мария. 

"У нас (в доме – ред.) выбило все стекла, где-то сломался потолок, в гараже отпадала плитка, свет и вода отключились. Я вся дрожала и мне было ТАК страшно.

Мы выключили телефоны, чтобы не тратить заряд и начали убирать. Ночью спали мы все в подвале (я, мама и бабушка на диване, а папа на полу). День был ужасным, но мы целы и вместе, это радует», – рассказывает девушка в дневнике. 

27 февраля Мария сообщила, что начала молиться и пообещала себе по возможности ходить в церковь. Следующего 28-го крестная Марии должна была родить дочь в роддоме.

"Новости хорошие, но у меня все равно паника и я понимаю, что она надолго. Спалось нормально, хоть и не спокойно", –  описала свое состояние девушка.  


"Сегодня я  напишу все новости сюда, чтобы было легче ", – добавляет девушка. Фото предоставлено проектом

Егор Кравцов из Мариуполя, 10 лет


Егор вел дневник с первых дней жизни в оккупированном Мариуполе. Заметки в блокноте парень не редко делал в подвале, где они с семьей скрывались от обстрелов. 

На бумаге парень писал редко хорошие новости и рисовал. 

"Я хорошо поспал, проснулся, улыбнулся, поднялся и понял, что у меня умер дедушка, бабушка Галя, 2 собаки и любимый город Мариуполь", – говорится в заметках в один из первых дней вторжения.  

Записи Егора. Фото предоставлено проектом

Едва сложившимся почерком в дневнике Егор рассказывал о ранении себя и матери. А также о том, когда втроем – с мамой и 15-летней сестрой – ездили делать перевязки. 

Печальные истории парень разбавлял историями из жизни, в том числе рассказал, как познакомился с девушкой Викой и добавил, что " кажется, у меня появилась новая подруга ". 

В заметках за 4 марта юный мариуполь упоминает, что вскоре ему 11. 

"Я проснулся, как обычно, улыбнулся... Бабушка пошла за водой. Вернулась. Кстати, у меня скоро день рождения", – пишет он. 


Фото предоставлено проектом

Когда семье Егора удалось уехать из оккупированного Мариуполя, у юноши появилась мечта стать шеф-поваром. 

" Я был очень голоден, пока сидел в подвале. Теперь я хочу стать шеф-поваром, чтобы накормить всех вокруг меня и по всей Украине, чтобы никто больше не был голодным", – объяснил Егор . 

Арина Первунина из Николаева, 12 лет


Блокнот Арины, еще до начала великой войны ей подаривший папа, начинается со слов "Я не хочу жить". Первые записи в нем девушка сделала 18 марта 2022 года. 

В них она корит себя за то, что "угловатый ребенок, который сам ничего не может сделать". 

Блокнот Арины. Фото предоставлено проектом

В первый день войны вместе с родным и двоюродным братьями и сестрой Арину отправили к бабушке в Херсонскую область. 

Дети пробыли там 2,5 недели, пишет Арина. Большинство времени жили в подвале. 

"Есть было нечего. По селу ходили слухи об изнасиловании и похищении детей. Я очень боялась за свою жизнь, сестры и братьев. Мне стало страшно, что я могу никогда не увидеть своих родителей, поэтому я позвонила папе и умоляла нас забрать домой", – пишет в блокноте Арина. 

11 марта к ним приехал отец. На следующий день в пяти с собакой Иланой родственники отправились домой в Николаев. 

"Нам оставалось немного доехать, но в нас начали стрелять русские воины. Я увидела своего брата полностью в крови. Собака защитила второго брата от гибели. Потом нас вытащили из автомобиля и приказали бежать в какие-то окопы. На нас начали кричать и обижать матом, а отец заснул за рулем.

Я поняла, что он умирает, все было в крови. Я была напугана, но смогла собрать в кучу братьев и сестру", – пишет девушка. 

Позже в своем блокноте Арина вспомнила, что когда-то подарила папе рисунок и думала, что письмо с цветным изображением станет для него оберегом. Этого не вышло. 

"Мне очень от этого плохо. С тех пор (смерти отца – ред.) чувство вины меня не оставляет", – рассказывает подростка. 

После смерти папы Арина продолжает вести дневник, в котором часто обращается к нему. 

25 марта 2022-го : " Папа, я сильно по тебе скучаю, я не вижу дальше жизни без тебя, я не могу поверить что тебя нет. Я надеюсь, что ты в раю ".

27 июля 2022-го : "Мне сегодня 12 лет. Папа, я сильно скучаю по тебе, было очень тяжело провести день рождения без тебя". 

12 августа 2022-го : " Вот тебя нет уже пол года. Папа, я сильно по тебе скучаю и очень благодарю, что я уехала в Испанию. Меня здесь очень все полюбили и я поняла что такая не одна" .

13 сентября 2022-го : "Папа, я сегодня целый день плакала за тобой. Я не могу так. Каждый день мама плачет, я скучаю до невозможности".

Фото: Фото предоставлено проектом

В первом своем сообщении 2023 года Арина вспомнила, как отец смешил всю семью за праздничным новогодним столом. 

Девушка до сих пор продолжает благодарить и рассказывать отцу о своей жизни. Например, о том, что окончила 7-ый класс с хорошими оценками, только по физике 6. 

"Папа, мама нашла деньги и поставит тебе памятник. Я уверена, он у тебя будет лучший. Люблю тебя, отец", – написала Арина в начале лета этого года. 

Александра Андросова из Волыни, 16 лет 


Переписка была главным методом общения у Александры с отцом-военным. Мужчина присоединился к украинской армии в 2015 году. 

В своих посланиях девушка всегда делилась новостями и писала отцу о том, как скучает, мило и ждет дома; присылала картинки. 

Рисунок Саши для отца. Фото предоставлено проектом

Каждый раз в конверт девушка добавляла чистый лист бумаги, чтобы папа мог на нем ответить и отправить ей весточку обратно. 

"Привет папа! Я скучаю по тебе и хочу, чтобы ты вернулся. Я каждый день думаю о тебе, я так хочу тебя обнять и поцеловать. Возвращайся живым. С любовью, Саша!", – наполняла письмо девушка . 


Фото предоставлено проектом

Когда ответ от отца поступал, подростка писала снова. Так, в одном из писем Саша призналась, что со временем тревожность не исчезает, она все больше его волнуется. 

Иногда Саша даже пугала, мол, когда отец вернется, она его обнимет так, чтобы он " целый день, месяц, неделю, год не мог вылезти из объятий ". 

"Я знаю, что ты порой кричишь на меня, но ты все равно любишь меня. Папа, возвращайся скорее я не могу без твоих объятий и поцелуев, песен, танцев. Я по-настоящему люблю тебя. Папа, держи это" .) у сердца и однажды это тебя спасет. Люблю!", - написала девушка в крайнем своем письме. 

В сентябре 2022 года письмо девочки вернулось ей, а белая бумажка с заметной "Папой, напиши мне здесь что-то" осталась чистой. 

Выставка дневников в Амстердаме 


Проект "Дневник войны: неслышные голоса украинских детей" начали 9 месяцев назад. Первыми в нем были заметки 10-летнего Егора из Мариуполя.  

"В его истории описан мир, который наблюдают украинские дети во время войны. Как мама четырех детей я подумала, что его стоит показать, а особенно за границей, если бы многим не соприкасающимся физически не хотелось сохранить свою жизнь в "экологическом пузырьке", - рассказала инициатор проекта культурная деятельница Кристина Храновская.  


Монтаж выставки в Амстердаме. Фото предоставлено проектом 

В течение 9 месяцев количество дневников пополнялось, желающих рассказать свои истории увеличивалось. В слове "дневник" организаторы объединили разного рода заметки детей: письма, рисунки, видео, аудиозаписи, фото.

В настоящее время проект насчитывает 14 историй детей и подростков, в возрасте от 10 до 16 лет из разных областей Украины.

Есть дети, которые во время интервью плачут, а есть дети, которые холодно и четко рассказывают свою историю с целью, чтобы она была услышана, ведь их родители-герои умерли и они хотят, чтобы о них знали и их видели. 

В будущем все показания мы планируем передать в правоохранительные органы как доказательства противоправных действий войск РФ", – говорит Храновская. 

17 августа в мэрии Амстердама откроют выставку, на которой представят оригиналы дневников, а также аудио- и видеоинтервью с героями историй. Вход на мероприятие свободный. 

Выставка продлится до 24 сентября. В рамках нее 16 и 17 сентября в Доме Анны Франк в Амстердаме состоятся детские воркшопы украинской феминистской художницы Алевтины Кахидзе. 

Воркшопы под названием " Рисуя карту от прошлого к будущему " созданы для детей-мигрантов, в частности, из Украины, временно проживающих в Нидерландах. 


Монтаж выставки в Амстердаме. Фото предоставлено проектом

После Амстердама выставку привезут в Украину. По словам организаторов, предварительно ее открытие планируют приурочить ко Дню психического здоровья 10 октября. 

После этого ежедневники планируют показать в столицах стран Европы, а в 2024 году – в Америке. 

По словам автора проекта, сейчас сбор "дневников" детей приостановили. В то же время, свидетельства семей, которые захотят рассказать свои истории, опубликуют на сайте проекта. 

Ранее заметки дневников детей пересказывал украинский президент, три истории были зачитаны с трибуны Генассамблеи ООН.

Проект инициирован при поддержке МИД Украины, команде ОО Port of Culture, БФ "Дети Героев", БФ "Голоса детей", платформы "Тю", мэрии Амстердама, Дома Анны Франк, Посольства Украины в Королевстве Нидерланды. 

Анастасия Поя, "Украинская правда. Жизнь"


Komentarų nėra: