«Если мы позволим расчленить Украину, будет ли обеспечена независимость любой из стран?»

Байден на Генассамблее ООН призвал противостоять российской агрессии

trečiadienis, rugpjūčio 26, 2020

Светлана Алексиевич. СССР лишь сейчас уходит в историю


Светлана Алексиевич: СССР лишь сейчас уходит в историю

Дарья Бернштейн Вильнюс / DW  2022-09-25

Писательница, лауреат Нобелевской премии рассказала, что думает о войне, развязанной Россией в Украине, и революции в Беларуси.

"Я уверена, что Путин не победит", - заявила известная писательница, нобелевский лауреат Светлана Алексиевич. На книжном фестивале Open Books, который состоялся 23-24 сентября в Вильнюсе, Алексиевич говорила больше о политике, чем о литературе. Впрочем, все ее книги - о жизни, которую как раз и ломает эта самая политика.

"Мои книги никак не становятся историей, всё движется по одному и тому же кругу", - отметила писательница. В своем выступлении она рассказала, что думает о войне в Украине и революции в Беларуси, а также почему на Западе пока не хотят ставить спектакли и снимать фильмы по ее книгам.

"Мы всю жизнь жили в лагере"

Последняя книга Алексиевич вышла в 2013 году - "Время секонд-хенд". В ней она рассказывает, как марксистко-ленинская власть за 70 лет произвела новый тип человека - Homo sovieticus. Тогда автору казалось, что она очень хорошо знает этого человека. Сегодня, когда Россия воюет с Украиной, писательница признается, что была наивной.

"Как и вы все, я пережила потрясение после начала войны, - призналась Светлана Алексиевич. - Еще не закончилась революция в Беларуси, как началась война в Украине, которая перевернула весь мир. Первые дни я провела в слезах, потому что я наполовину украинка, помню детство, которое прошло в Украине, помню красоту тех мест. И какое счастье было увидеть, что Украина не упала, дала всем нам шанс поверить в наше общее будущее.

Ведь угрозы шли и Молдове, и Литве, и Польше. Трудно даже представить себе тот мир, если бы победил Путин. Но он не победит. Сегодня я бы писала о том, что была наивной, когда в своей последней книге сделала подзаголовок "Конец красного человека". Нет, это не конец, только сегодня по-настоящему падает и уходит в историю Советский Союз. Нам казалось, что это произойдет без крови. Нет, крови уже много, а будет еще больше. И я сегодня пишу об этом книгу".

Сегодняшняя война до боли напоминает события в Афганистане, о чем Алексиевич писала в книге "Цинковые мальчики".

"То, что происходит сегодня в России, - один к одному что творилось во время афганской войны, - заметила писательница. - Те же крематории, которые пытаются скрыть. Тот же обман матерей и народа - сколько погибло, как погибло. Но невозможно представить, чтобы тогда мать или жена кричала: "Да ты убивай их, насилуй, я тебе разрешаю, как можно больше насилуй" (такие телефонные разговоры с родными российских военных перехватывали украинские спецслужбы. - Ред.).

За 30 лет, пока Путин у власти, он вложил огромные деньги в пропаганду своего представления о будущем России - что надо вернуть империю. Когда была демократия, при Горбачеве и Ельцине, телевидение не говорило с людьми. Элита в Москве и Петербурге говорила друг с другом. Эту ошибку учел Путин. Я недавно ехала в поезде, и мне один старик сказал: "Вы знаете, мы всю жизнь жили в лагере. И вдруг нас выпустили за ворота. Мы вышли, но не знаем, что такое свобода: куда идти и что делать. И начали делать то же самое. И это происходит на наших глазах".

"Не хочу ценой крови добиваться победы"

Сегодня в работе у Светланы Алексиевич, кроме книги о событиях в Украине, три рукописи - книга о любви, старости и белорусской революции 2020 года.

"Первым потрясением была наша белорусская революция в 2020 году, когда женщины вышли в белом с цветами, - сказала писательница. - Это было очень красивое зрелище. Тогда я подумала, как я была неправа, когда у меня порой возникали мысли, что я хочу уехать из Беларуси. Нет, я хочу жить в этой стране, среди моих людей. Потом была страшная жестокость власти, которая продолжается до сих пор. Наверняка мы были наивны, но все-таки создали себя и новую культуру борьбы. Человеческая жизнь превыше всего. Я не хочу ценой крови добиваться победы".

Сегодня Беларусь, по мнению Алексиевич, оккупирована. "Если вы поедете на Полесье, то увидите там русские танки, самолеты и пехоту. Лукашенко уже не решает, решают совершенно другие люди, - подчеркнула она. - Народ унижен, 50 тысяч человек прошли через тюрьмы, и каждый день продолжаются аресты. И эта историческая травма будет очень долгой. Но зная белорусов, я думаю, это закончится каким-то взрывом. Это как пружина: вы ее сжимаете, но она выстрелит".

"Все русское стало ненавистным и чужим"

До войны в Киеве, Москве, Вильнюсе и Рейкьявике планировались спектакли по книге "Цинковые мальчики". В Европе их отменили, потому что после событий в Буче не осталось эмпатии к русскому солдату. И съемки фильма по книге "У войны не женское лицо" пока тоже на паузе.

"Голливуд подписал со мной контракт на фильм по книге "У войны не женское лицо", - рассказала Светлана Алексиевич. - Я получила аванс, уже искали режиссера. И тут война в Украине. Я услышала, что сегодня этот фильм невозможен. Хотя я говорила, что это книга о войне глазами женщин, это не об идеях Путина. Сказали: все равно, нужно подождать. Никто не отказывается, но все-таки такое русофобство появилось, то есть все русское стало ненавистным и чужим. Я это понимаю и не спорила. Мне только казалось, что режиссер может сделать фильм, после которого зритель будет против войны".

И все же писательница верит в лучшее: "Где Гитлер, Сталин? Время невозможно остановить. То, что диктаторы станут прошлым, которое мы будем проклинать, нет сомнений. Другое дело, что люди моего поколения, может, этого не увидят. Но в том, что это произойдет, я не сомневаюсь".



«Нам нужна помощь мира и, может быть, России». Светлана Алексиевич — о преодолении кризиса в Беларуси

14:31, 26 августа 2020 Источник: "Наша нива" / Meduza

Политический кризис в Беларуси можно будет преодолеть мирным путем с помощью мирового сообщества, в том числе России. Об этом заявила нобелевский лауреат по литературе, член Координационного совета белорусской оппозиции Светлана Алексиевич.

«Сейчас Лукашенко говорит только с Путиным. Надо, чтобы он начал говорить с народом. Для этого нам нужна помощь мира и, может быть, России, Путина, если мы сможем ее привлечь», — сказала она журналистам в Минске перед допросом в Следственном комитете, куда ее вызвали в качестве свидетеля по делу о создании Координационного совета. Заявление Алексиевич цитирует издание «Наша нива».

«Я чувствую, что все, что мы делали, абсолютно законно. Более того, это очень нужно. Каждый из нас гордится белорусским народом. Белорусы стали нацией, о которой узнал весь мир… Мы разные, но у нас одна страна. Мы должны жить в ней вместе», — добавила писательница.

**

Обновлено. Светлана Алексиевич покинула здание СК после допроса, заявив, что воспользовалась правом не свидетельствовать против себя. «Подписку о неразглашении давать также не стала. Я не считаю, что мы занимаемся чем-то незаконным», — заявила она.

  • В Беларуси с 9 августа продолжаются массовые протесты против итогов президентских выборов, на которых, по данным ЦИК, в шестой раз одержал победу Александр Лукашенко. Объединенная оппозиция во главе с кандидатом в президенты Светланой Тихановской не согласилась с результатами голосования и объявила о создании Координационного совета по подготовке мирной передачи власти в стране. Среди прочих в него вошла Светлана Алексиевич.
  • 20 августа белорусский СК возбудил уголовное дело из-за создания совета оппозиции, которое расследуется по статье 361 Уголовного кодекса Беларуси (призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь). Статья предусматривает до пяти лет лишения свободы.
  • Помимо Алексиевич, следователи СК допросили в качестве свидетелей еще трех членов Координационного совета Максима Знака, Лилию Власову и Павла Латушко. Пятой на допрос вызвана Мария Колесникова.


Komentarų nėra: